Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Почетный гражданин Тревильо (о Дж.Факкетти) Отправить на E-mail

(Журнал "Спортивные игры" №1/1969)

Кубок Европы в руках капитана сборной Италии по футболу Джацинто ФаккеттиДва с небольшим года назад в Москве побывал почетный гражданин итальянского города Тревильо. Тогда он, правда, еще не был удостоен этого отличия, соответствующее решение местный муниципалитет принял позднее. Почетный гражданин приезжал к нам в гости вместе со своими коллегами Джулиано Сарти, Армандо Пики, Аристидо Гуарнери, Марио Корсо, Сандрино Маццолой, Луисом Суаресом и другими. Речь идет о нынешнем капитане сборной Италии по футболу Джацинто Факкетти.

На лужниковском стадионе Факкетти в составе миланского клуба «Интернационале» выступал против «Торпедо». Вероятно, этот матч на Кубок обладателей Кубков не принадлежал к числу лучших, сыгранных «Интером». Счет так и не был открыт, что, впрочем, вполне устраивало итальянцев. Но при всем том игра левого защитника миланской команды произвела глубокое впечатление на москвичей. Факкетти несомненно относится к числу наиболее выдающихся представителей европейского, да, пожалуй, и мирового футбола.

С детских лет, задолго до того, как серьезно заняться футболом, Джацинто питал страсть к легкой атлетике и хотел совершенствоваться в спринте (оно и немудрено, если учесть, что он без специальной подготовки пробегал 100 м за 11,2 сек.). Но, по его собственным словам, легкая атлетика котировалась в Италии невысоко, вот и пришлось стать футболистом. Стремление к славе, а заодно и к большим деньгам, очевидно, не было чуждо юному Джацинто, происходившему из небогатой семьи.

Факкетти хорошо характеризуют все, кто знает его. Французская журналистка Мариз Дефо, которая регулярно пишет на футбольные темы, утверждает, например, что «этот колосс, бесстрашный защитник и нападающий, скромен, как девушка». О нем отзываются, как о верном товарище, человеке чести, который никогда не поступится своими убеждениями, не пойдет против требований совести. Итальянский обозреватель Феруччио Бербени, называя Факкетти «звездой» («...звезда — это символ света, прогресса, красоты, созидания, а ведь защитник в наши дни  — это разрушитель, представитель негативного футбола, железобетона, грубой силы...»), с некоторой примесью сентиментальности пишет: «Разве человек, который носит имя одного из самых красивых цветков в мире с таким изумительным ароматом (джацинта» — в переводе гиацинт), может быть отождествлен с грубой силой, с антифутболом, с повадками защитников-разрушителей?».

Нынешний почетный гражданин Тревильо родился в этом небольшом городе 26 лет назад. Ему было всего четырнадцать, когда его приняли в местный клуб «Тревильо», в семнадцать он стал профессионалом м тогда же впервые играл в сборной юниоров Италии.

В 1961 году Факкетти был приглашен в «Интернационале», однако признание пришло не скоро. Некоторые специалисты футбола считали, что из этого долговязого парня ничего путного не получится. Но вот руководство командой принял Эленио Эррера. Факкетти называет Эрреру своим крестным отцом. Не раз публично заявлял, что испытывает к нему чувство огромной благодарности. Мы еще вернемся к тому, какую роль сыграл Эррера в футбольной биографии Джацинто; сейчас же заметим, что эти публичные высказывания едва не обернулись для футболиста большими неприятностями. После отставки Эрреры руководители клуба, раздраженные похвалами Факкетти в адрес его бывшего учителя, оштрафовали «зарвавшегося» игрока на миллион лир. Правда, потом штраф был снижен до 50 тысяч лир.

Что же отличает Факкетти как большого мастера? «Лет десять назад моя игра считалась бы еретической, теперь ее именуют классической»,— это слова самого Факкетти. Он крайний защитник наступательного типа, защитник контрнаступления, или, как его выразительно называют, защитник нападения. Вряд ли в мире найдутся еще футболисты его амплуа, которые забивали бы столько мячей. Вот личный счет Факкетти в чемпионатах Италии (первая колонка — год чемпионата, вторая — число сыгранных матчей, третья — число забитых мячей).

1961

3

1

1962

15

0

1963

31

4

1965

32

2

1966

32

10

1967

34

4

1968

30

8

К этим 33 голам надо причислить еще добрых два десятка мячей, которые Факкетти забил в турнирах европейских чемпионов и обладателей кубков, а также в играх за сборную Италии. Всего, стало быть, за восемь лет набирается более полусотни голов. Таким достижением впору похвалиться даже классному форварду.

И в тех случаях, когда «Интернационале» откровенно применял оборонительный вариант — «каттеначчо», играя впереди максимум тремя, а чаще двумя форвардами, Факкетти разрешалось совершать рейды в тыл противника. Его главное оружие, которое так страшит соперников,— затяжной спринт, причем после первых трех-четырех метров Джацинто развивает большую скорость. Вот как он определяет те качества, которые должны быть присущи игрокам его типа, то есть защитникам нападения. Во-первых, скорость вообще; во-вторых, способность к спурту, внезапному рывку; в-третьих, точный и сильный удар; в-четвертых, смелость и решительность в единоборстве с соперниками, отнюдь не скупящимися на чрезмерно резкие приемы; в-пятых, выносливость, хорошо поставленное дыхание.

Все это у Факкетти есть. Противостоять ему очень трудно, но игра замечательного мастера хорошо изучена, соперники при расстановке своих оборонительных порядков создают, как правило особый заслон с целью обезопасить свои ворота от его рейдов. Даже если Факкетти и не рвется часто вперед, все равно в рядах обороны противника фигурирует игрок, так сказать, специального назначения, отряженный для перехвата защитника нападения. Тем не менее Джацинто даже при таких экстраординарных мерах «опекунства» все же прорывает оборону.

Правда, в последнее время он стал сдержаннее. Вернее, он декларирует сдержанность, хоть и признает, что смирять себя ему удается лишь ценой больших волевых усилий. Говорят, что тренер сборной Италии Валкареджи приходил в ужас, наблюдая на стадионах Неаполя и Рима за стремительными дальними рейдами Факкетти (речь идет о матчах на (первенство Европы 1968 г.). Джацинто заявил в интервью Мариз Дефо: «Будь я хозяином своей игры, моей целью были бы ворота противника, а не свои. Но положение обязывает. Ведь я капитан и не вправе слишком часто покидать свой пост... Моя беда в том, что я порой очень уж увлекаюсь наступлением и забываю, что основная моя функция — оборона».

По мнению Факкетти, он никогда не достиг бы того положения, какое занимает теперь в футболе, если бы не соблюдал строжайшего режима. К этому его приучил Эррера, да и сам Джацинто очень дисциплинированный спортсмен. «Конечно, я не пью и не курю, но не считаю себя из-за этого жертвой. Увы, так поступают не все мои коллеги. Отсюда жесткий отсев, существующий в профессиональном, да и не только профессиональном, футболе». Он снова возвращается к Эррере, подчеркивая, что тот в этом отношении был неумолим и никому не давал поблажек. «У меня до сих пор звучат в ушах его слова: «Джацинто, с твоими габаритами нужно тренироваться в двойных и даже тройных дозах». И Джацинто следовал этому совету настолько самозабвенно, такие огромные взваливал на свои плечи нагрузки, что Эррере иногда приходилось буквально силой вытаскивать своего ученика с поля.

Факкетти тренируется каждый день по три часа. Примерно половину времени тратит на отработку скорости бега с мячом и без мяча. Бесконечно шлифует удары по воротам с разных позиций, причем только в движении, завершая длинные спурты, и при противоборстве со стороны партнеров. Особое внимание уделяет он игре головой, тренируя в равной мере удары, которыми обычно пользуются нападающие, и удары, специфичные для защитников.

Любопытны некоторые высказывания Факкетти. Так, например, он убежден, что крайние форварды, по меньшей мере на сегодня, отжили свой век и открывшиеся на флангах вакуумы должны заполнять хавбеки и защитники нападения.

Он без обиняков заявляет, что не переваривает вменяемую ему иногда в обязанность персональную опеку, за что поклонники «каттеначчо» частенько его упрекают. А вот его точка зрения на взаимоотношения игроков и тренера: «Я его (Эрреру) побаивался, хотя он относился ко мне как отец родной, и я обязан ему своим мастерством. На мой взгляд, если 'игрок не побаивается тренера -и считает себя пупом земли, которому не у кого и нечему учиться, из такого толку не выйдет».

Чем объясняет Факкетти провал итальянцев на чемпионате мира в Англии? В первую очередь тем, что сборная формировалась по принципу «побольше звезд», а не на основании чисто спортивных показателей. Моральная подготовка была также не на высоте.

И еще одно интересное признание: «Я по-настоящему устал лишь один раз в жизни. Это было на неаполитанском стадионе — в матче чемпионата Европы с русскими. Мне пришлось по­трудиться тогда с двойной нагрузкой и на два фронта: и в нападении, где я имел дело с бескомпромиссными защитниками, и в обороне, где меня «терзали» назойливые форварды». Если бы не моя выносливость, то едва ли я сумел бы выступить в полную силу в двух финальных играх».

«После того как итальянцы победоносно завершили чемпионат Европы, Джацинто Факкетти счел своим долгом побывать в Тревильо, на своей родине. В подарок детской спортивной школе клуба «Тревильо», где когда-то он начинал свой путь в большой футбол, Джацинто привез мяч с автографами игроков сборной Италии. Тогда-то и решено было присвоить этой школе имя Джацинто Факкетти, а сам он был избран почетным гражданином города.

И. Бару, В. Владимиров

 

Следующая »
 
top