(Журнал "Смена" №19/1987)
Владимир Кузьмин стал известен
поклонникам эстрадной музыки сравнительно недавно. Особый успех выпал на долю
певца после телепремьеры шлягера «Две звезды». Спасибо Центральному
телевидению.
В среде рок-болельщиков со стажем
(гораздо более узкой, чем аудитория ЦТ) Владимир Кузьмин известен давно.
Пожалуй, с тех самых пор, когда он еще учился в Московском институте инженеров
транспорта. Правда, диплом так и не получил, пошел работать сторожем — чтобы
учеба не мешала музыке. Увлеченные музыкой реггей, он и Александр Барыкин
начали в 1980 году историю группы «Карнавал». Расцвет фантазии и творческих сил
музыканта пришелся на эпоху группы «Динамик», созданной Кузьминым в 1982 году.
Просуществовав четыре года, группа сказала (точнее, спела) веское слово в
московской рок-музыке. Безраздельно управляя творческим курсом «Динамика»,
Кузьмин показал себя музыкантом незаурядным, с почерком узнаваемым и изящным.
Верный теме любимой музыки реггей, он создал ее неподражаемый, индивидуальный
вариант. В чем же он? В самобытном музыкальном мышлении, изобретательно
преломившем традиционные ритмику и гармонию через личностное мироощущение,
весьма ершистое, тяжеловесное, но последовательное.
И цитаты авангард-джаза или
хард-рока в некоторых старых композициях «Динамика» воспринимаются с удивленным
пониманием рождения новой музыки, органичной и цельной в своей полистилистике.
Назвать ее «тяжелым реггей»? Но разве биркой музыка ценна?
Композитор, мультинструменталист,
аранжировщик, поэт в одном лице. Не тяжела ли ноша? Если есть что сказать
слушателю, то, думаю, все в порядке. Но споры-то бушуют. Ехидничают:
отяжеленный вариант виа-песенок «про любовь». Да, ВИД ославили лирическую тему
так, что при одном упоминании в дрожь бросает. Но ее ли вина, что попала в
такие руки? Авторское, личностное начало, единственно возможное для
рок-музыканта, оберегает Кузьмина от профанации лирики, той лирики, которой у
него много. Пусть не все шедевры, но композиции «Грусть», «Лед слезы льет»,
«Словно мячик», «Мама», думаю, достойны своего места в советской рок-лирике.
С окончательным развалом «Динамика»
в 1985 году для Кузьмина настали нелегкие дни. Некоторое время его имя было в
тени. А потом «Две звезды» — песня, стремительно завоевавшая слушателя по воле
телевидения, но по сравнению с прежними работами архислабая.
Что это — кризис идей или минутная
растерянность от неожиданно ослепительного света?
В последнее время композиторский дар
музыканта показал новые привлекательные грани в песнях: «Золотая карусель»,
«Надо же», «Парень с гитарой», «Соперница». А вот первый авторский альбом
Кузьмина «Моя любовь», несмотря на филигранную музыкальность, оказался более
чем разочаровывающим. Причина, на мой взгляд, все та же лирика. В былые добрые
времена «рокерничества» она разумно и оптимально соседствовала с яркими
социальными памфлетами и оттого была, как говорится, на уровне: ничего лишнего.
Теперешний образ «ТОЛЬКО лирического героя» обедняет палитру Кузьмина, к тому
же чувствуются заданность и не совсем естественный надрыв.
Готовящийся сейчас на «Мелодии»
новый альбом музыканта с условным названием «Пока не пришел понедельник»
сознательно (увы!) продолжает сию тенденцию.
Впрочем, сейчас воссоздана группа
«Динамик», а одна из последних «истинно рокерских» работ Кузьмина, «Шлифовщик»,
напоминает о том, что есть еще порох в пороховницах»…
Артур ГАСПАРЯН
|