Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Куда исчезают лауреаты? Отправить на E-mail

(Журнал "Смена" №1/1982) 

Начать свою статью я хочу с мажорной ноты. Давно я уже не испытывал такого эстетического удовольствия и даже эмоционального потрясения, как прошедшим летом в Днепропетровске на V Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей советской песни. Мне не забыть, как после блистательного и вдохновенного исполнения студенткой Тбилисской консерватории Тамарой Гвердцители песни В. Азарашвили и М. Поцхишвили «Музыка» в едином порыве встали оркестранты, аплодируя юной певице. А сколько чистоты и поэзии было в облике и пении каунасской студентки Гинтари Яутакайте! Как неожиданно из тишины полился серебристый, родниковой чистоты голос Гинтари, певшей а капелла первую строфу Николая Рубцова на музыку Александра Морозова «В горнице»:

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...

Раскованность и уверенность мастера – пожалуй, так можно охарактеризовать выступление рижанки Ольги Пирагс, демонстрировавшей приверженность к джазовой манере.

А сколько страсти и глубокого чувства было в пении армянской певицы Эрны Юзбашян, исполнившей интересную работу Роберта Амирханяна на стихи Марины Цветаевой – монолог «Мой милый, что тебе я сделала?» («Вчера еще в глаза глядел»).

Какие яркие индивидуальности, как непохожи они друг на друга, как разнятся и их вокальная манера, и сценическая подача песни, и репертуарные пристрастия. Талант должен удивлять. И конкурс в Днепропетровске подарил нам, слушателям, радость от встречи с новыми, в чем-то неожиданными, самобытными талантами из четырех республик. И не случайно они, выделившись уже в первом туре, победно завершили свои выступления – Яутакайте и Юзбашян были удостоены первой премии, а Гвердцители и Пирагс – второй. И хотя еще 9(!) лауреатских премий было выдано конкурсантам, именно этот «квартет» стал главным украшением творческого соревнования, определившим его ценность и значимость.

И все вроде бы хорошо и замечательно, и сразу несколько ярких дарований открыли (не в пример многим предыдущим конкурсам). Чего же, спрашивается, грустить?

А дело в том, что в Днепропетровске я встретился с тремя лауреатами Всероссийского конкурса исполнителей советской песни «Сочи-80»: Валерием Алиевым из Горьковской филармонии (1-я премия), стажером Уфимского оперного театра Радиком Гареевым (2-я премия) и солистом филармонии из Грозного Апти Далхадовым (3-я премия). Все трое – обладатели красивых, хорошо поставленных голосов. У каждого из них достаточно профессиональная исполнительская манера, в основе которой лежит ставшая давно уже традиционной сдержанная и довольно статичная подача советской гражданской песни. Мне было интересно узнать, как-то будут смотреться на нынешнем конкурсе лауреаты прошлого года. Любопытно было еще и по другой причине: за минувший год эти певцы не звучали во всесоюзном эфире. Почему? Может быть, они слабы или же о них позабыли, не пригласив в программы и не сделав с ними записи песен? Тогда же у меня созрел «крамольный» вопрос: почему бесследно исчезли лауреаты «Сочи-80»?

Для начала я спросил Алиева, Гареева и Далхадова: что они чувствовали спустя месяц после победы в Сочи? Ответ был единодушным – горечь и досаду. Певцы рассчитывали, и, видимо, небезосновательно – все-таки лауреаты Всероссийского конкурса, – на внимание к ним со стороны союзного эфира. Но этого не произошло. Впрочем, это можно понять. Помимо сочинского, в прошлом году проходили конкурсы: в Болгарии – «Золотой Орфей», в Чехословакии – «Братиславская лира», «Красные песни» – в Берлине. Так что в лауреатах недостатка не было. И все, естественно, хотят звучать в эфире. Но не до всех, как говорится, руки доходят: достаточно сказать, что на телевидении целый год пролежала видеозапись из Берлина, где ташкентская певица Лариса Кандалова стала лауреатом, а света так и не увидела.

Я не был в прошлом году на сочинском конкурсе, и мне было интересно услышать мнение о нем человека, участвовавшего в его работе. С этой целью я обратился к члену репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры РСФСР, заслуженному артисту республики В. П. Голикову.

В. П. ГОЛИКОВ. Прежде всего плохо были подготовлены участники конкурса, я имею в виду репертуар, сценическое решение песни, вокальную технику. Немало было оперных певцов, поющих громко, яркими, сочными голосами, часто любуясь собой. Но о создании образа многие забывали. В результате большинство оперных певцов дальше первого тура не прошли.

Одно решение организаторов конкурса показалось мне странным. Конкурсантам было предложено для обязательного исполнения 16 песен, многие из которых не обладали высокими художественными достоинствами и, следовательно, не могли способствовать раскрытию творческого потенциала участников. А ведь роль каждой песни очень высока, так как исполнители поют в туре всего 3 песни и каждая должна показать различные грани певца. А если обязательная песня к тому же еще и не подходит певцу, не соответствует его вокальным и сценическим данным, то такая она не просто балласт, а, если так можно сказать, камень, тянущий на дно.

Как уже повелось в последние годы, премий дали больше, нежели было достойных высокого звания лауреата. Идет это от желания никого не обидеть. А такая «доброта» снижает значение звания и уравнивает действительно талантливых певцов с посредственными, которым из соображений далеко не творческих также дали звание лауреата. Я убежден, что количество премий необходимо ограничить и присуждаться они должны сильнейшим. И уж, конечно, организаторы конкурса должны нести моральную ответственность за дальнейшую судьбу лауреатов, помогать в творческом становлении, в формировании их репертуара. Это относится и к радио и к телевидению. Тогда и композиторы охотнее станут сотрудничать с молодыми лауреатами.

Лауреатов «Сочи-80» никто во всесоюзном эфире не слышал, и их имена широкому кругу ничего не говорят. Не странно ли это? Может быть, сочинский конкурс был исключением? Да нет, слишком много исключений на моей памяти за последние пятнадцать лет. Если не ошибаюсь, у нас в стране за эти годы прошло двадцать или чуть больше всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов «Красная гвоздика». Если же учесть, что на конкурсах присуждают всегда больше запланированного числа премий, то есть от 10 до 14, то, по самым скромным подсчетам, получается человек 250 лауреатов. Посмотрите на афиши – что ни солист или ВИА, то лауреат. Хоть караул кричи – кругом одни лауреаты! А послушать, если откровенно, некого. Ну, а в эфире годами звучат одни и те же имена, их всего десятка два-три. Где же тогда эта «армия» лауреатов? Кто-нибудь слышит в эфире Венеру Майсурадзе, Валерия Чемоданова, Анатолия Королева – ведь они победители всесоюзных и международного конкурсов? А где сейчас четыре обладателя первой премии всесоюзного конкурса, проходившего в Москве в 1977 году? А не постигнет ли «квартет» лауреатов Днепропетровска судьба их предшественников?

Вопросов набралось такое множество, что захотелось разобраться в них. И я обратился к представителям Центрального телевидения, Всесоюзного радио, фирмы «Мелодия» и Союза композиторов.

Первым я попросил ответить главного редактора музыкальной редакции Центрального телевидения А. В. Шалашева: почему, как правило, всероссийские конкурсы исполнителей в Сочи Центральное телевидение не транслирует?

А. В. ШАЛАШЕВ. Прежде всего потому, что слишком невысок профессиональный уровень участников. Я был в 1978 году в Сочи на конкурсе, после которого в одной из центральных газет появилась статья под названием «Неспетая песня, или Почему не удался конкурс в Сочи». Помнится, автор статьи совершенно справедливо указывал на отсутствие профессионализма даже у лауреатов. И Всесоюзный конкурс в 1979 году в Ленинграде особенных открытий не принес. Асадуллина и Кандалову, победителей конкурса, мы уже знали. Довольно ярко показал себя Сенбек Джумагалиев из Казахстана, но он еще сыроват, многого не умеет. Неинтересен был и Всероссийский конкурс «Сочи-80».

Отчего это происходит? На мой взгляд, часто певцы бывают не готовы к конкурсу. К тому же на конкурс попадают не всегда самые сильные исполнители, и за это должны нести ответственность организации, не очень серьезно относящиеся к творческому росту молодых пропагандистов советской песни.

Не все благополучно и с участием наших певцов в международных конкурсах. К примеру, в прошлом году на «Золотой Орфей» в Болгарию Министерство культуры СССР послало певицу из Киева Татьяну Кочергину. И, хотя она получила вторую премию, радости это не принесло, так как профессиональный уровень Кочерги ной явно недостаточен, чтобы представлять нашу страну на таком весьма авторитетном конкурсе. Естественно, что Центральное телевидение не сочло возможным показать ее на экране в числе лауреатов. Я бы мог назвать и других наших участников «Орфея» и Сопота разных лет, которые не имели права представлять советскую эстраду.

А таланты у нас, бесспорно, есть. Это доказал конкурс в Днепропетровске. Особенно сильны были девушки. Но, насколько мне известно, в Сопот поедут не они.

А теперь познакомимся с мнением старшего редактора главной музыкальной редакции Всесоюзного радио Л. И. Дубовцевой.

Л. И. ДУБОВЦЕВА. Мне приходилось работать на многих конкурсах, и, не скрою, результаты некоторых из них вызывали разочарование. Взять хотя бы Всесоюзный конкурс на лучшее исполнение советской песни в 1977 году в Москве. Четыре первые премии получили солисты, имена которых до сих пор не известны слушателям, и это вполне справедливо. Почему? Потому что эти лауреаты неинтересны с профессиональной точки зрения, они статичны, лишены своеобразия и сценического обаяния. И непонятно, почему жюри именно их поставило на пьедестал почета. Разумеется, мы на радио не стали их записывать. А всероссийские конкурсы «Сочи-78» и «Сочи-80»? Почти та же картина. Да и VI Всесоюзный конкурс артистов эстрады в 1979 году в Ленинграде не явился откровением. Зато порадовал нынешний конкурс в Днепропетровске.

Но почему же все-таки некоторые конкурсы не дают возможности выявить талантливых исполнителей? На мой взгляд, причин здесь несколько. Первая и самая существенная: республиканские и областные филармонии, министерства культуры недостаточно серьезно относятся к делегированию своих представителей на такие крупные смотры. Делается это наспех, отборочные конкурсы не проводятся, и в результате посылают далеко не самых лучших. Естественно, что при таком подходе артисты часто бывают просто не готовы к творческим соревнованиям, репертуар их случаен, не соответствует их исполнительским возможностям, а уж о сценической выразительности и речи быть не может. В Днепропетровске тоже было немало откровенно слабых исполнителей, и это не делает чести организациям, пославшим их.

Вы обратили внимание, как много схожего в высказываниях представителей радио, телевидения и министерства культуры? Однако выслушаем и другие мнения. Слово главному редактору Всесоюзной фирмы «Мелодия» Г. С. Елецкому.

Г. С. ЕЛЕЦКИЙ. О нашем отношении к лауреатам сам за себя говорит специальный раздел в плане фирмы «Мелодия» – «Лауреаты всесоюзных, международных и республиканских конкурсов». Мы выпускаем грампластинки не только победителей эстрадных конкурсов, но и, как вы понимаете, представителей «серьезной» музыки – инструменталистов и вокалистов.

После каждого международного конкурса политической песни «Красная гвоздика» – а он проводится с 1967 года – мы выпускаем диск с записями лауреатов. Кроме того, выходят и сольные пластинки победителей различных конкурсов, и читатели это прекрасно знают. Подготовлен нами и диск с лауреатами фестиваля популярной музыки, проходившего в прошлом году в Тбилиси. Словом, все самое интересное мы стремимся запечатлеть на грампластинках. Однако выпуск пластинок лауреатов для нас не является самоцелью, так как не всегда лауреаты соответствуют столь высокому званию. И их профессиональный уровень даже при самом благожелательном отношении не позволяет сделать качественную запись. К наиболее часто встречающимся недостаткам относятся нечистое интонирование, невыразительная фразировка, неумение филировать звук. Сказываются пробелы в вокальной подготовке. Магнитная пленка очень чувствительна к «мелочам», о которых я говорил. Поэтому для нас очень важно, чтобы певец прежде всего умел хорошо петь, чтобы у него был красивый, выразительный голос, чтобы он мог подчинить его созданию художественного образа. И здесь уже не важно, сумеешь ли ты красиво двигаться, жестикулировать, создавать мизансцены. Такова уж специфика записи.

Обратился я и к заслуженному деятелю искусств РСФСР, композитору Ю. С. Саульскому, неоднократно участвовавшему в работе жюри как внутрисоюзных, так и зарубежных конкурсов.

Ю. С. САУЛЬСКИЙ. Лауреатов у нас мною, очень много – и скрипачей, и пианистов, и виолончелистов. А на эстраде лауреатов еще больше, хотя они намного уступают «классикам». И на всесоюзных и на всероссийских конкурсах званий дают, как правило, раза в два больше, чем того заслуживают многие лауреаты. Это недопустимо. Как показывает практика, редкие конкурсы дают нам двух-трех по-настоящему талантливых и оригинальных исполнителей. Так зачем же искусственно приравнивать к ним еще дюжину посредственных певцов: ведь и те и другие удостаиваются звания лауреата. На мой взгляд, такая нетребовательность девальвирует звание. А потом мы удивляемся, почему наши «победители» на международных конкурсах так слабо выступают.

Я считаю, что нам не хватает своего крупного международного песенного конкурса, который бы, с одной стороны, пропагандировал советскую песню за рубежом, как это делается на «Золотом Орфее», а с другой стороны, позволил бы раскрыть потенциальные возможности наших исполнителей в соревновании с сильными иностранными артистами. Не будем забывать, что советская песня и наши исполнительские традиции отличаются от зарубежных большей идейной и смысловой нагрузкой песен, патриотизмом, гражданственностью. Естественно, что характер таких песен диктует и сценическую манеру поведения – довольно сдержанную. А западная манера – развлекательная, рассчитанная на зрелищность, отличается большей сценической свободой, в которой элемент танцевальности весьма значителен. Каждый конкурс имеет свою направленность, специфику, традиции, и поэтому надо отбирать таких певцов, которые бы отвечали требованиям конкурса (я имею в виду и вокальную манеру и актерские способности), и специально готовить под руководством режиссера, балетмейстера и художника по костюмам. Мелочей здесь не бывает. Продуманность всех деталей и компонентов обязательна. Да и оркестровка должна соответствовать духу времени.

И вновь удивительное единодушие участников воображаемого «круглого стола» в определении основных недостатков конкурсантов и лауреатов. И главный из них – низкий профессиональный уровень. Этот недостаток назвали все выступавшие. Причины, породившие его, известны – нехватка эстрадных режиссеров, балетмейстеров и, конечно же, отсутствие в учебных программах музучилищ и консерваторий дисциплин, необходимых для подготовки актеров. К примеру, в ГИТИСе, где готовят кадры для театров музыкальных комедий, преподают такие дисциплины. Но ошибкой было бы думать, что певцам оперных театров и филармоний – а именно туда в большинстве своем попадают выпускники музучилищ и консерваторий – не нужны актерские навыки. В противном случае резонно задать вопрос: для кого и для чего готовят певцов? Для домашнего музицирования? И вряд ли сегодня стоящий как столб певец может понравиться кому-либо. В оперном театре его заставят играть роль, а значит, двигаться, участвуя в мизансценах, а эстрадный певец сам на месте не устоит: мода на «остолбенелых» давно прошла.

А теперь еще раз о «щедрости» при раздаче лауреатских премий. В спорте, например, у пьедестала почета только три ступеньки. Почему-то никому не приходит в голову ставить на пьедестал почета рядом с чемпионом и двумя призерами еще человек десять. Но зато в спорте цена и вес победы неизмеримо возрастают. Как это гордо и красиво звучит – чемпион, победитель!

И только на эстрадных конкурсах рядом с сильнейшими стоят посредственности, и, так же как и победители, в звании лауреата. Поэтому мы и насчитываем две с половиной сотни лауреатов. А подлинных всего два-три десятка.

...Включаю радио, телевизор. И вновь в эфире звучат давно знакомые и любимые слушателями София Ротару и Алла Пугачева, Иосиф Кобзон и Лев Лещенко. Много звучат. Хорошо звучат. А на каких волнах эфира искать ваши талантливые, но такие робкие голоса, лауреаты?..

Р. S. На сочинской «Красной гвоздике» Тамара Гвердцители, Эрна Юзбашян и Ольга Пирагс стали лауреатами. А вот Гинтари Яутакайте стала только дипломанткой – просто-таки неожиданность. И все-таки хочется верить, что ни слушатели, ни я не потеряем из виду талантливую четверку. Хочется!

От редакции. Нам думается, что в статье затронут один из самых жгучих вопросов нашей музыкальной эстрады. Приглашаем к разговору композиторов, певцов, творческую молодежь, всех, кому дорога советская песня.

Павел ЕРМИШЕВ

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top