(Журнал "Смена" №10/1988)
...Наиболее жаркая полемика, и
сегодня усердно поддерживаемая средствами массовой информации, давно уже бушует
по поводу пресловутого «металла». И это не случайно: армия поклонников
«тяжелой» музыки растет не по дням, а по часам: как грибы после дождя
появляются все новые и новые «хэви-метл» группы. Шутка ли сказать: на
московской «Рок-панораме-87» из полусотни выступивших групп более половины (!)
играли (или пытались играть) «металл». Однако справедливости ради надо
отметить, что восторг определенной части публики вызвали не более трех-четырех
коллективов. Но даже среди этих «хромированных» команд здорово выделялась
группа «Черный кофе». А выделиться в потоке «горячего металла», когда группы
похожи, как близнецы, композиции, как капли воды, «героические» позы музыкантов
на сцене, как элементы в обязательной программе фигуристов, прямо скажем, очень
непросто. И все-таки «Черный кофе» в этом деле преуспел.
Неординарные вокальные данные лидера
группы Дмитрия Варшавского, столь несвойственный «металлу» мелодизм композиций,
высокий профессионализм музыкантов — все это обусловило выход «Черного кофе» в
авангард «металлистов». Примечательно, что наибольшим успехом у слушателей
пользуются медленные композиции группы («Владимирская Русь», «Листья»), то есть
композиции с яркой мелодической основой. Они легко запоминаются, их можно
напевать в отличие от большинства «стальных» опусов других групп.
Как утром чашка черного кофе,
взбадривают песни «Переступи порог», «Светлый металл». Публика на концертах,
мягко говоря, не скучает: здесь и аплодисменты, и крики, и, конечно же, целые
стада «коз» (своеобразная комбинация из пальцев — признак любви к «хэви-метл»).
Энергия, которой заряжены все песни группы, возвращается от публики к музыкантам
под тем же «напряжением». Это закон любого рок-концерта. Но именно «благодаря»
контакту «сцена — зал» группа пережила немало неприятных моментов. В чем только
ее не упрекали: и в развязности, и в музыкальной безграмотности, и в пропаганде
чуждой нам культуры. Но коллектив выдержал, выстоял и сумел доказать свою
жизнестойкость.
Успеху группы способствовал в
большой степени выход долгоиграющей пластинки «Переступи порог», в которую
вошли практически все боевики «Черного кофе». Это был первый диск с записями
«металлической» музыки, выпущенный фирмой «Мелодия». Событие в своем роде
революционное и потому породившее новую волну дебатов на тему «льзя» или
«нельзя». Время доказало, что «льзя»...
Популярность группы можно объяснить
еще и тем, что «Черный кофе» с момента своего создания, с непрофессионального
детства, так сказать, играл «тяжелую» музыку. Музыканты, не в пример многим
своим именитым коллегам, не меняли стиль в угоду моде. А потому творческая
мимикрия, столь распространившаяся в последнее время среди рок-групп, миновала
этот коллектив.
Несколько раз менялся состав «Кофе»,
но эти болезненные периоды практически не повлияли на «здоровье» группы. Тандем
Дмитрия Варшавского и Игоря Куприянова (бас-гитара, вокал) надежно обеспечивает
группе популярность. Очень здорово помог молодым музыкантам в трудный период
становления на профессиональной сцене опытный режиссер и продюсер Ованес
Мелик-Пашаев, в чьей программе группа работает и по сей день.
И все бы хорошо, но вот только
вызывает определенные сомнения будущее «хэви-метл» в целом, а вместе с ним и
судьба группы. Дело в том, что, несмотря на всю воинствующую популярность
«металла», это направление не оправдало возлагавшихся на него надежд. Творческий
всплеск, который лет десять назад породили «Машина времени», «Високосное лето»,
«Аквариум» и другие ансамбли, прошел, и практически ничего столь же яркого и
самобытного за минувшие годы не появлялось. И вот пару лет назад на сцене
зазвучал «металл»; была в нем какая-то шокирующая самоуверенность, был свежий
ветер. Увы, сейчас уже всем ясно, что реанимировать наш рок-н-ролл зарядами
«хэви» не удалось.
И, видимо, прав Андрей Макаревич,
который как-то сказал, что весь бум вокруг «металла» кончится в тот день, когда
в «Детском мире» в свободной продаже появятся «напульсники» и «шиповки». Дело в
том, что «металл» — это, пожалуй, единственный стиль, который целиком и
полностью принадлежит молодежи. Не выдерживают взрослые этой музыки, не
выдерживают.
Но стоит только раскрыть перед ней
все двери, как «металлическая» аудитория если и не исчезнет совсем, то
сократится до небольшой группы истинных знатоков и любителей, которым этот
«плод» сладок в независимости от «запретов». Думается, останется три-четыре самых
хороших коллектива, и есть надежда, что среди них будет и «Черный кофе».
И последнее. Любопытно, что молодые
люди, которые считают себя поклонниками «хэви», своей музыки не знают и
записывают в «металлисты» всех, кто вызывает их интерес: от «Алисы» до «Наутилуса».
Это говорит о том, что мода на атрибутику подменяет моду на музыку, а стрелка
вектора развития рок-н-ролла отклоняется все больше от «металла». Впрочем, это
уже тема для отдельного разговора...
Евгений ФЕДОРОВ
|