(Журнал «Польша» №2/1988)
«Swanee River» — старая,
насчитывающая почти сто пятьдесят лет мелодия Стивена Фостера открывает каждый
варшавский фестиваль джазовой музыки «Джаз Джембори». На последнем, проходившем
в 1987 году, эти позывные прозвучали уже в 29-й раз. А значит и история «Джаз
Джембори», важнейшего события в польском календаре джазовой музыки, восходит к
1958 году. Американский джаз достиг к тому времени своего расцвета, а в Польше джазовое
движение только зарождалось. Джаз привлекал молодых поклонников музыки и
притягивал снобов. Чувствовалась огромная потребность в фестивалях, которые
позволили бы непосредственно встречаться с этой интригующей, но все еще мало
известной музыкой. Число популяризаторов и сторонников росло, однако
специальной литературы, посвященной джазу, почти не было. В 1956 году вышел в
свет первый номер журнала «Джаз» под редакцией Юзефа Бальцежака, и это издание,
вплоть до момента появления журнала «Джаз форум» было единственным источником
информации о джазовой музыке. В стране к тому времени появилось немало
джазменов. Одним из первых музыкантов, относившихся к джазу как к
профессиональному искусству, был Кшиштоф «Комеда» Тщинский, пианист и
композитор, впоследствии автор музыки к известным фильмам Романа Полянского.
Первый фестиваль «Джаз Джембори»
состоялся, как уже упоминалось, в 1958 году. В том же году была создана
официальная джазовая организация, названная несколько позже Польской джазовой
федерацией. Тогда же, в мае, в Польше гастролировал квартет Дэйва Брубека,
первым из заокеанских джазовых знаменитостей побывавшим в нашей стране. «Джаз
Джембори-58» был предельно скромным, в нем участвовали лишь отечественные
музыканты и одна-единственная зарубежная группа — ансамбль датского вибрафониста
Луи Хьюлманда, музыканта, которого сегодня мало уже кто помнит. Два года спустя
фестиваль украсил своим присутствием Стан Гетц. Публика и критики были в
восторге, саксофониста принимали почти как дипломата, прибывшего с важной
миссией.
Встреча с советским джазом произошла
впервые, на фестивале 1962 года, когда на сцене Национальной филармонии
выступил коллектив пианиста Вадима Сакуна. Следующая встреча с советскими
джазменами — квартетом Гараняна и Громина — состоялись только через четыре
года.
«Джаз Джембори» довольно быстро
приобрел высокий международный престиж. Поклонниками и участниками фестиваля
стали известный своими радиопередачами Уиллис Коновер, лично объявлявший выход
американских джазовых звезд, и Алексей Баташев, советский критик, яркая личность
в международном джазовом движении.
В начале семидесятых годов концерты
из Национальной филармонии, не всегда благосклонно относившейся к джазу, были
перенесены в более просторное помещение — зал Конгрессов Дворца культуры и
науки. Эти годы были богаты важными музыкальными событиями — фестиваль собирал
наиболее известные и яркие звезды мирового джаза. После пятидневного турне по
СССР в Варшаву прибыл Дьюк Эллингтон со своим знаменитым оркестром. На этом же
фестивале выступили Телониус Монк, Диззи Гиллеспи, Арт Блейки и Орнетт Коулман.
В следующем году зал Конгрессов принимал на своей сцене новую плеяду звезд —
Чарли Мингуса, Джулена «Канонбала» Аддерли, Элвина Джонса и Джимми Смита в
обществе Джеймса Муди, Арта Фармера, Кларка Терри и других замечательных музыкантов.
В истории «Джаз Джембори» были годы изобилия и поста, на которых мы не будем
останавливаться. Но год 1983 наверняка можно отнести к счастливым датам. На
фестивальной сцене выступили два ведущих трубача мира, вызвавших атмосферу
экзальтации: Майлс Дэйвис и Уинтон Марсалис. За несколько дней фестивальных
концертов, считая сопутствующие, в них играли около пятидесяти джаз-бандов. Что
же касается прошлогоднего «Джаз Джембори», то фестиваль вызвал много
противоречивых мнений по поводу состава приглашенных гостей и общего
художественного уровня. Приглашать второй раз подряд Тони Уильямся, хоть он и
выдающийся ударник, было, как нам кажется, излишним, тем более, что на этот раз
ему сопутствовали менее талантливые музыканты, чем год назад, когда он играл с
Херби Хэнкоком и Вайном Шортером. Программа оркестра Сан Ра, безусловно
блистательного пианиста и шоумена, выступающего на больших сценах, имела
характер скорее красочного ревю, в котором, к сожалению, ощущалась нехватка
хорошей музыки. Идея «послания из далеких галактик», на которой построены
концерты Сан Ра, это скорее попытка воспользоваться наивностью зрителей, чем
умение создать действительно неповторимую атмосферу. Роскошные костюмы, в
которых весьма посредственные танцовщики двигались по сцене, «стратосферные
трюки», проделывавшиеся на инструментах, — это далеко не то, что мы ожидали
увидеть и услышать. Рецензенты очень критически оценили Алис Колтрейн и ее
программу, «Coltrane Legacy» («Наследство Джона Колтрейна»). Думается, это не
совсем справедливо. Пианистка Алис Колтрейн продолжает творческую линию своего
знаменитого мужа Джона Колтрейна, скончавшегося в 1967 году, и о ее музыке
нельзя сказать, что это всего лишь «эксплуатация легенды».
Подлинное мастерство показал ударник
группы Рой Хайнес. Великолепная техника, остроумие и фантазия позволяют ему
выбивать ритм буквально на чем угодно, даже на микрофоне, ни на секунду не
теряя ритмической нити. Еще один из приглашенных на фестиваль ударников Apr Блейки
выступил в зале Конгрессов в очередном составе своей группы под названием «Джаз
Мессенджерс». Блейки — это уже не тот сочный, динамичный драммер времен
расцвета Мессенджерс. Что ж, время бежит. Его новая группа состоит из очень
молодых, безусловно талантливых музыкантов, играющих в классическом составе:
труба, саксофон-тенор и ударные во главе с самим Блейки — признанным лидером,
который пользуется громадным авторитетом среди своих сайдменов. Лиричную
утонченную музыку скандинавского джаза исполнило датское трио в составе: Палле
Миккельбор — труба, Нильс-Хеннинг Орстед Педерсен — контрабас и Кеннет Кнудсен
— клавишные. Большое удовольствие поклонникам джаза доставил Чик Кориа,
музыкант, находящийся в постоянном творческом поиске. Вместе с ним выступили контрабасист
Джон Патитучи и ударник Дейв Уикл. Их сольные партии показали тонкое понимание
музыки Кориа. Концерт был приятным сюрпризом для поклонников пианиста,
творчество которого ассоциировалось скорее с электронным звучанием.
Многочисленные польские любители чикагского блюза положительно оценили концерт
семейства блюзмена Бит Дадди Кинсли. Интересно сыграл англичанин с Ямайки
Куртни Пайн. Среди фестивальных гостей были также Питер Хербольцхеймер и его
группа, а также польские ансамбли, среди которых стоит отметить динамичный
биг-бэнд Янг Пауэр.
На «Джаз Джембори» был представлен и
советский джаз в лице Владимира Чекасина и Владимира Марасова. Их музыку трудно
назвать только авангардной, хотя ее и не ограничивали формальные каноны. Она не
ускользает из-под контроля. Абстрактные, «контрастирующие» импровизации
Чекасина полностью поглотили внимание слушателей. Интересной идеей было
проведение отдельных, внефестивальных концертов под девизом «Гласность Джаз». В
студенческом джаз-клубе «Ремонт» играли группы Владимира Чекасина, Тамаза
Курашвили и Пятраса Вишняускаса. Будем надеяться, что на будущем, юбилейном «Джаз
Джембори» советский джаз будет представлен более широко. Многие советские
музыканты завоевали международное признание, но в Польше продолжают оставаться
редкими гостями. «Джазовым пожеланиям» нет конца. Так, хотелось бы, чтобы на
польском рынке появилось больше советских пластинок. Они, правда, продаются в
магазинах советской книги, открытых во всех крупных городах страны; но, что
касается джазовых дисков, их выбор более чем скромый. Джаз-привет всем
советским джазменам и поклонникам джазовой музыки шлет
ДОРОТА ДУДА
Фото Ежи Стоковското
Картин Пайн — англичанин, урожденный на Ямайке.
Паппе Микхельборг из датского трио.
Суперударник Apr Блейки из США.
Советский джаз представляли Владимир Чекасин и Владимир Тарасов.
Збигнев Намысловский — выдающийся польский джазмен, живая легенда польского джаза.
Чик Кориа — американский пианист и композитор, в неустанном творческом поиске.
Американская пианистка Алис Колтрейн.
|