Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

«Джаз Джембори» вчера и сегодня Отправить на E-mail

(Журнал «Польша» №2/1988) 

«Swanee River» — старая, насчитывающая почти сто пятьдесят лет мелодия Стивена Фостера открывает каждый варшавский фестиваль джазовой музыки «Джаз Джембори». На последнем, проходившем в 1987 году, эти позывные прозвучали уже в 29-й раз. А значит и история «Джаз Джембори», важнейшего события в польском календаре джазовой музыки, восходит к 1958 году. Американский джаз достиг к тому времени своего расцвета, а в Польше джазовое движение только зарождалось. Джаз привлекал молодых поклонников музыки и притягивал снобов. Чувствовалась огромная потребность в фестивалях, которые позволили бы непосредственно встречаться с этой интригующей, но все еще мало известной музыкой. Число популяризаторов и сторонников росло, однако специальной литературы, посвященной джазу, почти не было. В 1956 году вышел в свет первый номер журнала «Джаз» под редакцией Юзефа Бальцежака, и это издание, вплоть до момента появления журнала «Джаз форум» было единственным источником информации о джазовой музыке. В стране к тому времени появилось немало джазменов. Одним из первых музыкантов, относившихся к джазу как к профессиональному искусству, был Кшиштоф «Комеда» Тщинский, пианист и композитор, впоследствии автор музыки к известным фильмам Романа Полянского.

Первый фестиваль «Джаз Джембори» состоялся, как уже упоминалось, в 1958 году. В том же году была создана официальная джазовая организация, названная несколько позже Польской джазовой федерацией. Тогда же, в мае, в Польше гастролировал квартет Дэйва Брубека, первым из заокеанских джазовых знаменитостей побывавшим в нашей стране. «Джаз Джембори-58» был предельно скромным, в нем участвовали лишь отечественные музыканты и одна-единственная зарубежная группа — ансамбль датского вибрафониста Луи Хьюлманда, музыканта, которого сегодня мало уже кто помнит. Два года спустя фестиваль украсил своим присутствием Стан Гетц. Публика и критики были в восторге, саксофониста принимали почти как дипломата, прибывшего с важной миссией.

Встреча с советским джазом произошла впервые, на фестивале 1962 года, когда на сцене Национальной филармонии выступил коллектив пианиста Вадима Сакуна. Следующая встреча с советскими джазменами — квартетом Гараняна и Громина — состоялись только через четыре года.

«Джаз Джембори» довольно быстро приобрел высокий международный престиж. Поклонниками и участниками фестиваля стали известный своими радиопередачами Уиллис Коновер, лично объявлявший выход американских джазовых звезд, и Алексей Баташев, советский критик, яркая личность в международном джазовом движении.

В начале семидесятых годов концерты из Национальной филармонии, не всегда благосклонно относившейся к джазу, были перенесены в более просторное помещение — зал Конгрессов Дворца культуры и науки. Эти годы были богаты важными музыкальными событиями — фестиваль собирал наиболее известные и яркие звезды мирового джаза. После пятидневного турне по СССР в Варшаву прибыл Дьюк Эллингтон со своим знаменитым оркестром. На этом же фестивале выступили Телониус Монк, Диззи Гиллеспи, Арт Блейки и Орнетт Коулман. В следующем году зал Конгрессов принимал на своей сцене новую плеяду звезд — Чарли Мингуса, Джулена «Канонбала» Аддерли, Элвина Джонса и Джимми Смита в обществе Джеймса Муди, Арта Фармера, Кларка Терри и других замечательных музыкантов. В истории «Джаз Джембори» были годы изобилия и поста, на которых мы не будем останавливаться. Но год 1983 наверняка можно отнести к счастливым датам. На фестивальной сцене выступили два ведущих трубача мира, вызвавших атмосферу экзальтации: Майлс Дэйвис и Уинтон Марсалис. За несколько дней фестивальных концертов, считая сопутствующие, в них играли около пятидесяти джаз-бандов. Что же касается прошлогоднего «Джаз Джембори», то фестиваль вызвал много противоречивых мнений по поводу состава приглашенных гостей и общего художественного уровня. Приглашать второй раз подряд Тони Уильямся, хоть он и выдающийся ударник, было, как нам кажется, излишним, тем более, что на этот раз ему сопутствовали менее талантливые музыканты, чем год назад, когда он играл с Херби Хэнкоком и Вайном Шортером. Программа оркестра Сан Ра, безусловно блистательного пианиста и шоумена, выступающего на больших сценах, имела характер скорее красочного ревю, в котором, к сожалению, ощущалась нехватка хорошей музыки. Идея «послания из далеких галактик», на которой построены концерты Сан Ра, это скорее попытка воспользоваться наивностью зрителей, чем умение создать действительно неповторимую атмосферу. Роскошные костюмы, в которых весьма посредственные танцовщики двигались по сцене, «стратосферные трюки», проделывавшиеся на инструментах, — это далеко не то, что мы ожидали увидеть и услышать. Рецензенты очень критически оценили Алис Колтрейн и ее программу, «Coltrane Legacy» («Наследство Джона Колтрейна»). Думается, это не совсем справедливо. Пианистка Алис Колтрейн продолжает творческую линию своего знаменитого мужа Джона Колтрейна, скончавшегося в 1967 году, и о ее музыке нельзя сказать, что это всего лишь «эксплуатация легенды».

Подлинное мастерство показал ударник группы Рой Хайнес. Великолепная техника, остроумие и фантазия позволяют ему выбивать ритм буквально на чем угодно, даже на микрофоне, ни на секунду не теряя ритмической нити. Еще один из приглашенных на фестиваль ударников Apr Блейки выступил в зале Конгрессов в очередном составе своей группы под названием «Джаз Мессенджерс». Блейки — это уже не тот сочный, динамичный драммер времен расцвета Мессенджерс. Что ж, время бежит. Его новая группа состоит из очень молодых, безусловно талантливых музыкантов, играющих в классическом составе: труба, саксофон-тенор и ударные во главе с самим Блейки — признанным лидером, который пользуется громадным авторитетом среди своих сайдменов. Лиричную утонченную музыку скандинавского джаза исполнило датское трио в составе: Палле Миккельбор — труба, Нильс-Хеннинг Орстед Педерсен — контрабас и Кеннет Кнудсен — клавишные. Большое удовольствие поклонникам джаза доставил Чик Кориа, музыкант, находящийся в постоянном творческом поиске. Вместе с ним выступили контрабасист Джон Патитучи и ударник Дейв Уикл. Их сольные партии показали тонкое понимание музыки Кориа. Концерт был приятным сюрпризом для поклонников пианиста, творчество которого ассоциировалось скорее с электронным звучанием. Многочисленные польские любители чикагского блюза положительно оценили концерт семейства блюзмена Бит Дадди Кинсли. Интересно сыграл англичанин с Ямайки Куртни Пайн. Среди фестивальных гостей были также Питер Хербольцхеймер и его группа, а также польские ансамбли, среди которых стоит отметить динамичный биг-бэнд Янг Пауэр.

На «Джаз Джембори» был представлен и советский джаз в лице Владимира Чекасина и Владимира Марасова. Их музыку трудно назвать только авангардной, хотя ее и не ограничивали формальные каноны. Она не ускользает из-под контроля. Абстрактные, «контрастирующие» импровизации Чекасина полностью поглотили внимание слушателей. Интересной идеей было проведение отдельных, внефестивальных концертов под девизом «Гласность Джаз». В студенческом джаз-клубе «Ремонт» играли группы Владимира Чекасина, Тамаза Курашвили и Пятраса Вишняускаса. Будем надеяться, что на будущем, юбилейном «Джаз Джембори» советский джаз будет представлен более широко. Многие советские музыканты завоевали международное признание, но в Польше продолжают оставаться редкими гостями. «Джазовым пожеланиям» нет конца. Так, хотелось бы, чтобы на польском рынке появилось больше советских пластинок. Они, правда, продаются в магазинах советской книги, открытых во всех крупных городах страны; но, что касается джазовых дисков, их выбор более чем скромый. Джаз-привет всем советским джазменам и поклонникам джазовой музыки шлет

ДОРОТА ДУДА
Фото Ежи Стоковското


Картин Пайн — англичанин, урожденный на Ямайке.


Паппе Микхельборг из датского трио.


Суперударник Apr Блейки из США.


Советский джаз представляли Владимир Чекасин и Владимир Тарасов.


Збигнев Намысловский — выдающийся польский джазмен, живая легенда польского джаза.


Чик Кориа — американский пианист и композитор, в неустанном творческом поиске.


Американская пианистка Алис Колтрейн.

 

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top