(Журнал «Советский экран» №8/1988)
Случилось так, что ко всем
существующим нынче нашим делениям — на западников и славянофилов, на
сталинистов и прогрессистов, на сторонников перестройки и безнаказанных неутомимых
борцов с ней — мы делимся еще и на тех, кто знает,: что обозначает эта монограмма
— «Б. Г.», и тех, кто этого не знает.
Знать или не знать эту монограмму ни
хорошо и ни плохо. Лично я совсем недавно даже и не догадывался о ее
существовании и вовсе не ощущал себя культурно обделенным. Впрочем, сразу
скажу, что сегодня я знаю, что кроется за этими буквами, и благодарен за это
судьбе.
Спросите молодых, что такое «Б. Г.»,
и они ответят вам сразу. Спросите тех, кому тридцать и больше, — пожмут
плечами. И в этом тоже грустное свидетельство бесчисленных наших делений. В
этом случае — на отцов и детей.
Не стану дальше интриговать. «Б. Г.»
— это Борис Гребенщиков, как сказано в авторских примечаниях к картине «Асса»,
«русский советский поэт и композитор, руководитель группы «Аквариум». Для своих
слушателей — многомиллионных почитателей и многотысячных противников — он «Б.
Г.».
«Б. Г.» — бог, от него сияние
исходит» — это тоже из «Ассы» и тоже, как и примечание, не выдумано. Так
ответил на одном из первых посещений мной гребенщиковских концертов сосед,
наполовину выбритый малый лет шестнадцати. Но есть и другое: «Б. Г.» — древнее
Магомаева», «Б. Г.» — дедушкина радость», «Б. Г.» — скончался в тот момент,
когда не просёк металла», «Б. Г.» — на мыло»... Это тоже не мной выдумано, это
в записках, которые я получил на обсуждениях картины «Асса» в молодежных
аудиториях. Конечно, про «бога» были сотни записок, а этих единицы, но когда
появлялся на экране титр «композитор Борис Гребенщиков», зал все-таки выл от
восторга, при первых звуках «Мочалкиного блюза» вставал и первый куплет пел
вместе с экраном, но и о том, и о другом говорю лишь для того, чтобы вы знали,
какие серьезные и жестокие страсти кипят вокруг зачастую неведомого нам. Нам
давно уже больше ведомо зевотное бесстрастие.
«По-хорошему худой Гребенщиков» —
так характеризовал его в аннотации к пластинке Андрей Вознесенский. Когда я
впервые увидел Бориса, это единственное, что лезло мне в голову. Познакомились,
подали друг другу руки, «По-плохому толстый Соловьев», — представился я и
пригласил его написать музыку к «Ассе».
Так мы и продурачились всю картину. Дурачились,
конечно, всерьез. И мучи лись, и тосковали, и ошибались, болели, выздоравливали,
ненавидели и любили, но все буд-то дурачась. Этому Я и научился я у них. Этому
научило их страшное время, пе режитое нами вме сте, но ими, «Б. Г.», его
друзьями и про должателями особенно тяжко — с бесконечными приводами в милицию,
оскорблениями, «общественным презрением», обвинениями в тунеядстве, цинизме, антисоветчине.
Тогда они и разучились на людях плакать. Они научились смеяться. Они научились
мужеству дурачиться в отчаянии. Они научились искусству сберегать любовь.
Я с горечью и завистью пишу «они».
Они — это не только «Б. Г.», но и Сережа Африка, Тимур Новиков, Сергей Шутов,
Виктор Цой, Михаил Федоров-Рошаль, Лена Зелинская, Дуня Смирнова... Я не
перечислю всех представителей культуры «советского андерграунда», которые так
щедро поделились своим искусством с картиной. Да и не в картине в конце концов
сейчас дело. Дело в том, что, пока мы осторожно и умно ждали, они беззаветно
создавали. Они создавали и создали эту культуру, которую мы примитивно и
неточно окрестили «советский рок», хотя, в сущности, никакой это не «рок».
Настоящий «рок» в Америке. А здесь советская молодежная метакультура
сопротивления. Сопротивления бюрократии и коррупции, лжи и ханжеству, мещанству
и обуржуазиванию, издевательству над личной свободой и совестью.
Узнав их, прожив с ними почти два
года, я полюбил их еще больше, чем сторонне любил за искусство. Это люди
исключительных человеческих качеств и высокого гражданского мужества. Потом
картина кончилась. Я не стал носить серьгу, надевать три рубашки одна на другую
и заплетать косу. Один из основателей и отцов этой культуры, Борис Гребенщиков,
так и не превратился для меня в «Б. Г.», остался Борей. Мы собираемся работать
дальше. Новая картина никакого отношения к «року» не имеет. Это экранизация
романа Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом», исторический мюзикл. Согласились
работать над этим вместе, ощутив себя в некотором смысле «старинными братьями
по Окуджаве»...
А «Б. Г.» — это, конечно, давно уже
не только человек. Это цельное, сегодня почти академическое, культурное
понятие, знакомство с которым, даю вам слово, обещает восхитительное
путешествие в уникальный мир личности, наличие которого одно и определяет древнее
и прекрасное звание — поэт.
Сергей СОЛОВЬЕВ |