(Журнал «Смена» №13/1988)
Популярнейшая рок-группа из ФРГ
«Скорпионс» — в Советском Союзе! В принципе, любители рок- и поп-музыки
морально были готовы к сюрпризам, которые временами дарит им Госконцерт. И все
же, чтобы «Скорпионс»!.. В возможность ее приезда верили очень немногие, потому
что:
...эта группа уже многие годы
находится среди лидеров «хард-н-хэви»...
...композиции «Скорпионс» являются
украшением фонотек всех «металлистов»...
..название этой группы сегодня можно
прочесть не только на конвертах дисков, но и на стенах школ, техникумов и
других общественных помещений...
...даже в самом слове «Скорпионс»
заложена некая колючесть, жесткость и экспрессивность, которыми отличается
«тяжелая» музыка. Поклонники рок-н-ролла вообще и «хэви метл», в частности,
получили возможность лично убедиться в высоком качестве «металла» с клеймом
«Скорпионс». В течение десяти дней эта группа выступала в совместных концертах
с группой «Парк Горького» в ленинградском спортивно-концертном комплексе имени
В. И. Ленина.
Историческая справка. Группа
«Скорпионс» появилась на свет более двадцати лет назад. Создали ее вокалист
Клаус Майне и гитарист Рудольф Шенкер. Успех к «Скорпионс» пришел не сразу:
часто менялся состав: пластинки раскупались туго. Но, как известно, терпение и
труд... В общем, к концу семидесятых «скорпионы» выходят в лидеры рок-марафона
на дорожке «хард-н-хэви».
Переломным моментом в судьбе группы
можно назвать выход альбома «Лавдрайв». Успех удалось закрепить: следующие
диски группы «Энимал магнетизм», «Блэкаут», «Лав эт фёст стинг» завоевали
всемирную аудиторию. «Скорпионс» много гастролировали, что тоже положительно
сказалось на подъеме их популярности...
Сейчас в состав группы входят: Клаус
Майне (вокал), Матиас Джабс (гитара), Рудольф Шенкер (гитара), Францис Буххольц
(бас-гитара). Херман Раребелл (ударные).
«Парк Горького» — совсем молодой
коллектив: он существует немногим более полугода. Идея создания «Парка»
родилась у Стаса Намина после гастролей по США, Канаде и участия в фестивале в
Японии. Было решено создать универсальную группу, музыка которой была бы
понятна и близка людям на всех континентах... «Парк Горького» объединил опытных
музыкантов в лице Николая Носкова (вокал), Алексея Белова (гитара), Яна
Яненкова (гитара), Александра Минькова (бас-гитара), Александра Львова
(ударные)...
«Какие нервные лица — быть беде. Я
помню, было небо, я не помню, где...» Эти строки из песни Бориса Гребенщикова
«Рок-н-ролл мертв» как нельзя лучше отражают атмосферу первого дня концертов в
городе на Неве. То, что случилось, как говорится, невероятно, но факт.
«Скорпионс»... испугались! Испугались играть на одной сцене с группой из Москвы
«Парк Горького». Этот новый коллектив довольно быстро набирает очки в актив
своей популярности, и «Скорпионс» решили, что это одна из лучших групп
Советского Союза (утвердились они в этом мнении после прослушивания фонограммы
«Парка Горького»). Сыграло свою роль еще и то обстоятельство, что пластинки
«Скорпионс» у нас не выходили, рекламы практически никакой. Да и вообще «Россия
— загадочная страна...».
В общем, чтобы вдруг не провалиться
на фоне «Парка», музыканты из ФРГ решили отработать первый концерт, так
сказать, соло. Напрасно что-то нервно доказывал перед концертом гостям продюсер
группы Стас Намин, хлопотали операторы и настройщики — музыкантам из «Парка» не
дали возможности даже подняться на сцену, чтобы настроиться. Что ж, гости из
ФРГ в данном случае были хозяевами положения — их «свет», их аппаратура. В
конце концов, их гастроли... Пришлось смывать грим ребятам из «Парка Горького».
Скажу сразу, что так случилось только один раз. В дальнейшем группы довольно
мирно уживались на одной сцене. Но этот «штрих» дает повод для некоторых
размышлений.
В последнее время все больше и
больше советских рок-групп выступает за рубежом — на всевозможных фестивалях,
конкурсах и просто с гастролями. И если раньше в список «выездных» попадали
три-четыре команды, то теперь их значительно больше. Это радует, поскольку чем
больше будут знать нашу культуру за рубежом, тем теплее станет международный
климат. Но так как заграничные гастроли наших рок-групп у нас почти не
освещаются, трудно получить ответ на принципиальный вопрос: достигли ли наши
избранные группы хотя бы среднемирового уровня? Большая часть знатоков
отечественного рока настроена довольно скептически, и разубедить ее трудно.
Так вот, реакция «Скорпионс» на
«Парк Горького» еще раз подтверждает, на мой взгляд, что и наши уже могут, уже
готовы конкурировать на международной сцене. И хочется верить, что узнаем мы,
наконец, об их триумфах или провалах не только из коротеньких сообщений
корреспондентов ТАСС... Но вернемся из светлого будущего на концерты
«Скорпионс» в Ленинграде.
Один из самых больных вопросов
организации гастролей рок-звезд в столице — «стоячий» партер. За рубежом
многолетняя практика рок-концертов приучила музыкантов видеть зрителей у самой
сцены. Есть люди, которые любят слушать стоя, танцевать, прыгать и другими
столь же динамичными способами выражать свои эмоции. Музыкантам такой партер
помогает «подзаряжаться» от публики, видеть ее реакцию, сразу же входить в
контакт со зрителями... Это понятно и объяснимо.
В Москве таких прецедентов еще не
было: тот, кто вскакивал или начинал танцевать, нервировал милицию со всеми
вытекающими отсюда последствиями. Короче, хорошего мало — и для зрителей, и для
музыкантов, и для милиции. Но зато кто-то, перестраховавшись, спал спокойно.
В Ленинграде «стоячий» партер был. И
сразу — совершенно иная атмосфера концертов. Несколько тысяч молодых людей
заполнили пространство между сценой и трибунами. Причем собрались «металлисты»
и музыка была заводная. И ... ничего страшного не произошло. Контакт был
идеальный для рок-концерта. Ну а «металлическая» публика? Ведь сколько было
статей о безобразном и разнузданном поведении этой части молодежи на концертах
«тяжелых» групп!
Концерты в Ленинграде показали, что
вся «разнузданность» любителей «металла» объясняется тем, что концерты «хэви»
обычно проводятся по правилам концертов, скажем, эстрадно-симфонических
оркестров. Но ведь сама рок-музыка диктует иные формы восприятия, иную реакцию
у зрителей. Отсюда — и шокирующее поведение публики и музыкантов... Чтобы этого
не было, может, просто правила изменить? Как это было в Ленинграде. И результат
налицо: зал, точнее партер, танцевал. Одним словом, праздник состоялся!
Теперь — о музыке «Скорпионс».
Что больше всего запомнилось на
концерте? Прежде всего высочайший профессионализм группы из ФРГ. Профессионализм
во всем, начиная от идеальной сыгранности музыкантов и кончая доведенной до
автоматизма работы свето- и звукорежиссеров, рабочих сцены. Звучание — словно
на пластинке: сценография концерта отточена — каждый знает, где, как и когда
ему нужно быть и что делать. Световое шоу — выше всяких похвал. Запоминаются
три огромных треугольника, оснащенные сотнями осветительных приборов. Во время
концерта они меняли свое положение в зависимости от накала песни. Ну и.
конечно, «дымы», «пушки» — все это использовалось в меру и со вкусом.
Примечательно, что костюмы
«скорпионов» не отягощены металлическими атрибутами, как у многих наших
музыкантов — приверженцев «хэви метл». Двигаются они на сцене свободно, но
опять-таки без стереотипных поз и построений.
Музыка «Скорпионс» отличается, как
ни парадоксально, мелодизмом. Взять хотя бы композицию «Тайм» («Время») или
«Холидей» («Праздник») — они полны самого настоящего лиризма!
На концерте эти песни прошибали до
слез юных «металлисток». Это еще одно доказательство, что «металл» «металлу» —
рознь. И для того, чтобы завоевать самую широкую аудиторию, одной
бесчувственной энергетики недостаточно. Нужна... музыка.
Голос солиста Клауса Майне силен и
чист и. главное, оригинален. Для «хэви» — это очень важный фактор, который обеспечивает
группе добрую половину успеха. И еще деталь: у «Скорпионс» нет лидера, нет и
музыкантов второго плана. Есть коллектив, где «один за всех и все за одного».
Отрадно, что на этом блестящем фоне
совсем не блекло выглядела группа «Парк Горького». К тому же надо учесть —
играли наши музыканты практически без световой поддержки, без звуковых эффектов
— «Скорпионс» не разрешили.
Прогнозировать в рок-музыке — все
равно, что гадать на кофейной гуще, но, думается. «Парк Горького» еще себя
проявит.
Сразу же после гастролей в СССР
«Скорпионс» летит за океан, где у нее запланированы концерты на самых больших
стадионах США. На пресс-конференции музыканты из ФРГ сетовали на то, что не
смогли выступить в других городах Союза, но обещали приехать еще раз...
О чем еще говорили? О дружбе, о
взаимопонимании, о мире. О том, что волнует, наверное, всех музыкантов.
Рассказывали о долгом, тернистом пути группы к успеху; о том, что больше любят
играть на концертах, нежели работать в студии: о своих детях, которые полностью
разделяют любовь своих отцов к «тяжелому» року... Название группы сами
музыканты объясняли так: скорпион — маленькое агрессивное существо, у которого
на кончике хвоста — жало. Это «жало» музыканты используют для инъекции
положительных эмоций слушателям.
Начало турне «Скорпионс» совпало с
выходом их нового альбома «Сэвэдж Эмьюземент» («Дикое развлечение»), на который
музыканты возлагают большие надежды... Надежды подняться на новую ступень
«металлической» лестницы.
Евгений ФЕДОРОВ
|