Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Фестиваль без надежд? Отправить на E-mail

(Журнал «Музыкальная жизнь» №11/1989) 

Устроители третьего «Фестиваля надежд» Московской рок-лаборатории решили раздвинуть столичные рамки и пригласили коллективы из Ленинградского рок-клуба. Таким образом, на сцену Дворца культуры имени С.П.Горбунова вышли двадцать две группы из Москвы и Ленинграда.

Эту площадку, хорошо известную любителям рока как «крутая» (такая репутация закрепилась за Дворцом потому, что здесь зазвучала «жесткая» музыка еще тогда, когда рок был под запретом), на этот раз не осаждали толпы фанатов, и в кассе неторопливо торговали билетами. Недостаток ажиотажа объяснялся отчасти отсутствием рекламы, главное же — определенным падением интереса к самому жанру.

Два фестивальных дня показали, что и на самодеятельной рок-сцене царствует кризис (неудивительно, ведь в большой степени фестиваль отразил процессы, происходящие сейчас в профессиональном роке). Право же, никто не ждал от исполнителей виртуозной игры — на сцену вышли начинающие, но надежды на то, что в недрах самодеятельности, пока далекой от коммерции, штампов и стереотипов эстрады, зреет нечто самобытное и неординарное, были. Однако уже к концу первого дня иллюзии развеялись.

Что же мы увидели на «Фестивале надежд»? Да все то же, «что само по себе и не ново». В основном развертывалось действо на две заданные темы. На сцене появлялись либо вялые, подчеркнуто небрежные (в одежде, манере исполнения и прочем) персонажи, напоминавшие подростков, запущенных семьей и обществом, либо «крутые» ниспровергатели «обывательских», с их точки зрения, устоев под лозунгом «анархия — мать порядка». Возможно, это был пост- или даже пост-пост-панк, хотя трудно найти определение агрессивно-заунывному зрелищу, происходившему на сцене, в сопровождении такой же по характеру музыки. Что же касается текстов, то, возможно, они и отличались оригинальностью, но плохая дикция вокалистов мешала продраться к их смыслу, должно быть к счастью, ибо отдельные строки не обнадеживали:

...Я ненавижу твой запах
или
...Синьора, снимай трусы без
                                         разговора...

Исполнительских открытий на фестивале также не произошло.

Среди зрителей я встретила Игоря Сукачева — лидера «Бригады С», как известно, некоторое время выступавшей под крышей рок-лаборатории.

— Здесь, на фестивале, ребята играют то, что играли и пели в Москве и Ленинграде давным-давно, отдаленно напоминающее мне ранних «Кино» и «Зоопарк», — сказал он, — только значительно ниже по уровню мастерства. В принципе, в подражании я не вижу ничего плохого: у всех у нас были в свое время кумиры, на которых мы старались походить. Неприятно поразило другое: среди этих музыкантов есть и такие, что отнюдь не вчера взяли в руки гитары, многие из них хорошо мне знакомы, но нового ничего не сделали. Продолжают топтаться там, где застряли несколько лет тому назад. То, что в шестнадцать еще можно делать искренне, я имею в виду панк, который преимущественно здесь все играли, в тридцать — вряд ли. Мне больно за музыкантов. Я увидел усталых людей, которые без особого интереса продолжают некогда любимое ими дело.

— Мне кажется, никто из выходивших на сцену не мучился вопросом: как и что я буду играть и зачем вообще я выхожу к зрителям, — так считает гитарист группы «Звуки My» Александр Липницкий.

Альтернативных мнений, увы, не было.

Фестиваль, кстати, отразил интересную тенденцию в роке — женщины все активнее берутся за электроинструменты и всякой другой музыке предпочитают жесткий хард-н-хэви. В программе «Надежд» выступили два дамских состава — «Женская болезнь» из Москвы и «Экс-миссия» из Ленинграда. О последней мне нечего сказать, кроме того, что ее солистка — красива, с тонкой талией и обтянута модным трико. Среди достоинств «Женской болезни» запомнились крепкие связки вокалистки; время от времени ей удавалось переорать гитарный рев. И еще кураж, который приводил в первобытный восторг десяток подростков у сцены и заставлял их закидывать певицу мелкими предметами дамского туалета. «Андеграунд» — так обозначил кто-то из зрителей стиль группы. Возможно, лет пять назад это так и называлось. Но сейчас курение на сцене, сознательное выведение образа за грань приличий, жесты и отдельные фразы из текста на уровне сексуальной патологии — все это оставило впечатление разве что непристойного эпатажа. Но, судя по реакции зала, которую можно охарактеризовать как ленивое любопытство (ну, что ты еще снимешь?) эпатажа жалкого. Чем сейчас можно удивить рок-публику? Похоже, что даже публичный стриптиз не произведет скоро ожидаемого эффекта.

Справедливости ради, стоит сказать, что минимальные проблески надежд на фестивале все же были. Отмечу три группы: «Овощи-фрукты» из Ленинграда и две московские — «Ногу свело» и «Порт-Артур». Похоже, они знали зачем выходят на сцену. Особенно интересной группой показался «Порт-Артур», кстати, вызвавший наибольший резонанс в зале. Выступление этой группы напоминало гибрид «АВИА» и лучших музыкальных номеров КВН. Правда, у нее не было шоу-размаха «АВИА»: к зрелищности она стремится минимальными средствами, но тексты — острые, чем-то даже пугающие своей откровенностью (например, в Оратории о СПИДе). Словом, группа ищет свой путь в трагифарсовом роке.

В основном же, повторяю, впечатление сложилось безрадостное, не спасли даже редкие мгновения интереса. И вот что характерно: выступившие на фестивале в качестве гостей группы-участницы прошлогодних «Надежд» тоже не порадовали. И «Мафия», и «Чудо-юдо», и «НИИ косметики» также скучны и неинтересны, также вторичны. И коли они были лучшими в прошлые годы, то возникают минимум два вопроса. Во-первых, что же представляли тогда собой остальные? И, во-вторых, почему ни один из коллективов, отмеченных на прошлых фестивалях, неизвестен никому, кроме узкого круга, насчитывающего десятка два фанатов в пределах столицы? Неужели это фестиваль вообще без «надежд»?

Марина РАЙКИНА
Фото Д. Ловковского

'Порт-Артур'
«Порт-Артур»

'Мафия'
«Мафия»

'Женская болезнь'
«Женская болезнь»

'Экс-миссия'
«Экс-миссия»

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top