Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Судьба космонавта в Румынии Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (13.04.1990)) 

С космонавтом Думитру-Дорин Прунарну я встречался часто на приемах в посольстве, а в День космонавтики — на вечерах школьников. Но никогда не приходилось говорить наедине. Во время диктатуры Чаушеску сопровождавшие летчика «коллеги» следили за каждым его шагом. И вот мы в кабинете начальника Департамента гражданской авиации, заместителя министра транспорта Румынии. На эту должность и был назначен первый румынский космонавт. 

— Ну что, не ожидали увидеть космонавта с портфелем? — улыбаясь, начинает разговор Думитру-Дорин Прунариу. — Признаться, и для меня это назначение было большой неожиданностью. В первые мирные после революции дни пригласил меня к себе премьер-министр Петре Роман. Ну, думаю, пришел и мой «звездный час». На всякий случай при хватил с собой предложения о перестройке всей деятельности в области космических исследований в нашей стране. Премьер поинтересовался, чем хочу заниматься в дальнейшем. Ответ был однозначным — космонавтикой. В настоящий момент, объяснил он мне, это не первостепенная задача. В глубоком упадке гражданская авиация. «Но в этой области у меня нет опыта!» — пытался возразить я. На что Петре Роман ответил: «Я тоже не хотел быть премьер-министром, но вот пришлось...».

— Вы никогда не рассказывали, как вам жилось после полета в космос и возвращения из СССР на родину, при режиме Чаушеску?

— Нелегко. Мне было 28, а значит, энергии и энтузиазма не занимать. Еще там, в Москве, строил большие планы по развитию космонавтики в нашей стране. Но... Первый шок получил во время церемонии награждения уже в Бухаресте. Прохладное приветствие руководителя страны говорило о многом. Его жена с бокалом шампанского в руке заметила: «Ой, какой он молодой!..». Затем, чтобы услышала вся Свита: «На сегодняшней-то технике полет в космос просто прогулка...». Я покраснел, во мне все кипело — еле удержался от ответной реплики. И вторая «сценка». Была организована встреча в Национальном совете по науке и образованию, которым руководила Елена Чаушеску. На встрече присутствовал только ее первый заместитель Ион Урсу. Я рассказывал, как действовали в космосе сложные аппараты, разработанные нашими учеными. В конце высказал им благодарность. Тогда сидящий рядом со мной Урсу вполне серьезно спросил: «Так почему не отблагодарил и Елену Чаушеску?». — «Зачем?». Он ответил: «После нашей встречи я должен доложить ей и об этом». Я все же не вступил в сделку с совестью. И, конечно, мою мечту о космосе как ветром сдуло. Оставили работать в военной авиации — летчиком-испытателем. Читал лекции в Бухарестском политехническом институте. Изредка приглашали на официальные встречи с зарубежными гостями, и лишь тогда я представлял румынскую космонавтику. В звании не повысили. Дали майора спустя пять лет.

— Я видел вас на последнем съезде бывшей компартии. К моему удивлению, на вашем кителе не сияли Золотые звезды Героя Советского Союза и Героя Румынии...

— По указанию четы Чаушеску мне позвонили утром в день съезда и сообщили, что я могу носить их... в кармане. На съезде было объявлено, что в зале присутствуют только два «Героя Румынии», имея в виду обоих «венценосных» особ.

После революции все изменилось. Недавно мне присвоили звание полковника. В новой должности, хотя она и временная, работаю с удовольствием. В гражданской авиации много нужно переделать и реорганизовать. Начали обновлять материальную базу — самолеты, наземные средства обслуживания, достраиваем новый авиавокзал Отопень. Больше внимания уделяем сельскохозяйственной и санитарной авиации.

— Несколько слов о советско-румынском сотрудничестве в области гражданской авиации.

— Недавно я встречался с генеральным представителем Аэрофлота в Бухаресте Александром Пащенко. Речь шла о значительном расширении связей между компаниями ТАРОМ и Аэрофлот. Предполагаем открыть новые воздушные линии между несколькими румынскими и советскими городами. На воздушных трассах совместной эксплуатации намечаем повысить качество обслуживания пассажиров. Стоит вопрос и о кооперации.

Наш разговор состоялся накануне Дня космонавтики. Первый румынский космонавт Думитру-Дорин Прунариу просил передать сердечные поздравления космическому брату Леониду; Попову, инструктору Николаю Чухлову, другим космонавтам — всем старым и верным друзьям из Советского Союза.

— Верю, — подчеркнул он, — что в свободной, обновленной Румынии будут созданы все условия для развития отечественной космонавтики. В любом случае буду принимать активное участие во всех мероприятиях, связанных с космической проблемой. И недалеко то время, когда в Румынии появятся новые покорители звездных пространств. А моим советским друзьям говорю: «До скорой встречи!».

Иван ЩЕРБИНА.
Бухарест.

« Предыдущая   Следующая »
 
top