Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Компартия ГДР: Преступления перед народом Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (18.04.1990)) 

О расследовании злоупотреблений властью бывшего руководства Восточной Германии. 

...ЕЩЕ НЕ ТАК ДАВНО казалось, что «Олимп благополучия», который возвели для себя эти люди, будет стоять если не вечно, то неопределенно долго. Однако терпение народа оказалось не беспредельным. Выйдя на улицы осенью прошлого года, сотни тысяч демонстрантов заставили доморощенных «богов» спуститься на землю. По требованию широкой общественности ГДР был создан временный парламентский комитет по расследованию злоупотреблений властью и других антиконституционных действий бывших руководителей страны. В него вошли представители различных партий и общественных организаций. Возглавил его член ХДС — профессиональный юрист Хайнрих Теплиц, который более двадцати лет руководил Верховным судом ГДР.

Исходным материалом для деятельности комитета стали свыше 2,5 тысячи письменных свидетельств, полученных от граждан и гражданских комитетов, трудовых коллективов и общественных учреждений. Что же установил комитет?

БЫВШЕЕ партийное и государственное руководство ГДР построило систему своего неограниченного господства, используя конституционную статью, закрепившую «руководящую роль СЕПГ». Политбюро этой партии принимало решения в узком кругу. В отдельные моменты вся полнота власти узурпировалась Э. Хонеккером. Подобная модель иерархии существовала в округах и районах.

Наибольший ущерб нанесли обществу методы руководства экономикой. Серьезные ошибки допущены при разработке структуры народного хозяйства, в финансовой политике. Многие предприятия были фактически обречены на убыточную работу, так как не имели необходимых средств для расширения и обновления производства, а использовать для этих целей собственные доходы не разрешалось. С другой стороны, в отдельные «престижные» отрасли делались неоправданно щедрые финансовые вливания. В жилищном строительстве была поставлена нереальная задача — обеспечить к .1990 году каждую семью отдельной благоустроенный квартирой или индивидуальным домом. Чтобы любой ценой выполнить ее и заявить на весь мир о «решении жилищного вопроса как социальной проблемы», средства направлялись преимущественно в строительство нового дешевого жилья и косметический ремонт имеющегося фонда. На восстановление городов и поселков, сохранение в них исторических и архитектурных памятников, на развитие социальной инфраструктуры выделялись крохи. О том, к каким печальным последствиям это могло привести в недалеком будущем, свидетельствует пример Лейпцига, где в последние годы из строя выходило значительно больше квартир, чем сдавалось в эксплуатацию.

Формы и методы деятельности административно-командной системы общественность ГДР расценивает не как ошибки и упущения, вытекающие из некомпетентности, а как преднамеренные преступления, которые привели к глубокому политическому и экономическому кризису, массовой эмиграции, личным трагедиям многих людей.

Большое внимание уделил парламентский комитет исследованию системы привилегий. Как оказалось, небольшая группа бывших членов Политбюро ЦК СЕПГ бесконтрольно распоряжалась национальными ресурсами страны, обеспечивая своим семействам роскошную жизнь.

Особое раздражение людей вызывало существование поселка Вандлиц, который в народе прозвали «Вольво-градом» («вольво» — одна из самых дорогих машин шведского автоконцерна «Вольво». — Прим. ред.). Здесь, за высоким забором, опоясанным колючей проволокой, под неусыпным наблюдением сотрудников министерства государственной безопасности, для избранных был создан поистине рай на земле: шикарные бассейн и сауна, роскошные бытовые учреждения и магазины. Все квартиры обставлены дорогой мебелью, начиненной западной бытовой техникой. Обслуживала их специальная прислуга. В продаже всегда был широкий ассортимент промышленных и продовольственных товаров, которые никогда не поставлялись в открытую продажу. В специальной теплице выращивались без применения химикатов разнообразные овощи.

Помимо комфортабельного жилья в Вандлице, члены Политбюро возводили для своих детей и других родственников суперкомфортабельные особняки, тратя на это миллионы марок. Все расходы относились на счет строительства оборонных объектов и были строго засекречены. Этим грешили и руководители рангом пониже — министры и их заместители, руководители комитетов и ведомств.

Э. Хонеккер, В. Штоф, Г. Миттаг, X. Тиш, X. Аксен и другие руководители партии и государства имели для личного пользования закрытые охотничьи угодья с комплексом жилых и вспомогательных построек. Руководители округов и районов тоже отводили для себя специальные охотничьи зоны, куда посторонним доступ был закрыт.

Семьи высшего руководства, помимо выделенного им автомобильного транспорта, пользовались специальной авиацией — ежедневно кто-нибудь из высокопоставленных лиц или их домочадцы взмывали в воздух на государственных «коврах-самолетах».

Незримым стражем и верным слугой административно-командной системы являлось МГБ ГДР, Министерству принадлежал целый ряд строительных и других предприятий и фирм, через которые осуществлялись различные незаконные операции, обеспечивалась роскошная жизнь руководящей верхушки.

После назначения Э. Хонеккера генеральным секретарем ЦК СЕПГ на МГБ возложили обязанность тотальной слежки за населением страны, включавшей почтовый и телефонный контроль, выявление инакомыслящих, которые квалифицировались как «потенциальные контрреволюционеры». К числу «опасных лиц» были отнесены и те, кто интересовался осуществлявшимися в СССР демократическими реформами, высказывал мнение о необходимости следовать его примеру. Обнародован ряд материалов, которые свидетельствуют о том, что сотрудники МГБ применяли методы физического и психического насилия над гражданами страны...

Сколько веревочке ни виться, а конца не миновать, гласит народная мудрость. Так случилось и в ГДР. Преступления бывших руководителей, возомнивших себя неподсудными, разоблачены, а сами они после окончания следствия предстанут перед судом.

Игорь ОСИНСКИЙ.
Берлин.

« Предыдущая   Следующая »
 
top