Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Василь Быков: «Сегодняшний кризис – от тотальной идеологизации» Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (04.05.1990)) 

— Василь Владимирович, однажды вы сказали, что нынешнее белорусское руководство — одно из самых непопулярных в республике за все годы ее государственности.

— Так оно и есть. Об этом же говорят представители самых различных слоев населения. Но наше руководство считает, что его реноме среди народа очень высоко. И отчасти подтверждение тому оно нашло в итогах выборов.

— Но партаппарат сделал «шаг в сторону»: некоторые его представители, не рискнув баллотироваться в столице, поехали в сельскую местность.

— Это отработанный прием, поскольку наш Закон о выборах, принятый Верховным Советом прошлого созыва, далек от закона демократического и правового государства: в нем оставлено несколько существенных лазеек для того, чтобы проводить выборы так, как это выгодно их организаторам. В частности, это проведение выборов в «глуши», где демократические настроения находятся почти в зародыше и где проконтролировать результаты выборов со стороны демократической общественности и средств массовой информации затруднительно, а порой и невозможно. Там избирательные кoмиссии совершенно вольны в своих действиях. И этим пользуются те кандидаты, которые не имеют шансов быть избранными в столице и крупных городах.

Председатель Сойма БНФ Зенон Позняк отмечал, что в случае, если белорусское руководство не прислушается к мнению общественности, последуют акции гражданского неповиновения.

— Все будет зависеть от позиций и действий общественности, белорусского народа. Но, как показывает опыт, демократическая активность широких народных масс сегодня недостаточна.

Вы, будучи членом «Комитета 58», стали одним из организаторов Белорусского народного фронта. Как вы расцениваете сегодня деятельность БНФ?

— Как и всякую деятельность, где много сложностей, трудностей и недостатков. Но я считаю, что цели Народного фронта служат интересам народа.

Вы же — один из организаторов «Мартыралога Беларуси». Что на сегодняшний день сделано этой организацией?

— Она способствует реабилитации незаконно репрессированных. В прошлом году, например, по инициативе «Мартыралога» было реабилитировано около пятидесяти деятелей литературы и искусства Белоруссии.

«Мартыралог Беларуси» кроме того еще оказывает помощь репрессированным гражданам, ведет пропагандистскую работу. Но дело в том, что его деятельность ограничена, так как организация до сих пор не признана властями и поэтому не имеет юридического лица, счета в банке и т. д.

БНФ, существующий с октября 1988 г., тоже до сих пор не признан «де-юре». Пожалуй что гласность — едва ли не единственное достижение нашей перестройки.

— Да, пожалуй, так оно и есть.

Однако если балтийской прессе отчасти удалось вырваться из-под партийного диктата, то с белорусской прессой дела обстоят намного хуже.

— У нас в республике перестроечные процессы проходили совершенно в иных условиях, чем в Прибалтике. Это объясняется, во-первых, уровнем политического сознания не только демократической общественности, но и самой партии. Ведь у вас, я сошлюсь на оценку того же Зенона Позняка, коммунистическая партия Белоруссии — самая консервативная и самая реакционная в Советском Союзе. Она не только не способствует, но всячески препятствует развитию перестройки в Белоруссии.

Сегодня, видимо, говорить о том, какой строй нам нужен, не только напрасная трата времени, но и необдуманное (или, возможно, продуманное) сосредоточение внимания на второразрядном вопросе. Главное ведь — движение вперед.

— Конечно! В том-то и дело, что тотальная идеологизация нашей жизни, и привела к сегодняшнему кризису. Чтобы жить достойно, надо строить жизнь прежде всего на экономической основе и совсем не обязательно называть марксизм основой нашей жизни, тем более слепо следовать принципам столетней давности.

Один известный поэт сказал, что, возможно, все наши беды происходят оттого, что в России очень доверяют слову (я бы добавил — печатному), а большевики не привыкли отвечать за свои слова.

— Да, конечно. Слов у нас было очень много. И притом прекрасных слов! Но с первых дней Советской власти слова совершенно разошлись с делами.

И был нарушен один из христианских канонов: на алтарь счастья большинства принесено счастье и жизнь немногих.

— Христианская мораль хороша вообще. Но в жизни часто приходится чем-то жертвовать. Обычно в качестве жертвы: оказывается меньшинство. Конечно, демократические общества стремятся учесть интересы всех. Правда, нам о таком обществе приходится лишь мечтать. Тем более что наша история хранит примеры, когда в жертву приносится большинство. Обиднее всего, что это делается: во имя иллюзорных и даже откровенно сумасбродных идей, как это имело место в годы сталинщины.

«Весь мир не стоит слезинки ребенка»?

— Это все-таки совершенно разные вещи. Я думаю, что Достовский утрировал: во-первых, счастье человека нельзя построить не только за счет «слезинки», но и за счет жизней тысяч младенцев. Другое дело — нравственная сторона вопроса. Ведь мораль— скорее понятие из области нужного, но далеко не всегда из области, возможного.

И не случайно поэтому наше общество поворачивается сегодня лицом к религии...

— Религия — это колоссальное явление нашей цивилизации. За две тысячи лет в ней было разное — и кровь, и преступления, но были выработаны моральные основы, которые до сих пор остаются незыблемыми. В условиях банкротства иных идей христианские идеи остаются жизненными. Возвращение же к принципам христианства еледует всячески поддерживать.

Василь Владимирович, простите, вы — верующий?

— В церковном смысле, пожалуй, нет. Но я допускаю существование Бога в душах верующих. Может быть, он поселился и в мою душу.

Как вы расцениваете события в Литве?

— Думаю, то, что происходит в Литве, является воплощением политических чаяний многих народов, образующих СССР. Ho не все народы созрели, до политики, проводимой литовцами. Очевидно, подобное следует делать в наиболее благоприятствующий исторический момент. Не все сейчас благоприятствует литовскому народу. Мы видим, как закручиваются обстоятельства вокруг этой, казалось бы, бесспорной идеи.

В последнее время все чаще звучит мнение, что Михаил Горбачев «сидит на двух стульях».

— Надо отдать ему должное: как политический лидер он обладает очень гибким умом. Отчасти это плохо: некоторая часть нашего общества хотела бы большей приверженности демократическим принципам и большего радикализма. Но в то же время не надо забывать и о политике возможного: может быть, он сам бы хотел гораздо большего, но ему приходится учитывать сотни различных факторов и, вероятно, он выбирает из всех вариантов не самый достойный, но самый возможный.

Его порой обвиняют в отсутствии смелости...

— Есть и такое. Но, вы понимаете, при таком составе депутатского корпуса то,что он делает, может быть, является самым радикальным. Тем более что Горбачеву приходится считаться и с мнением депутатов, и с мнением партии. А когда в последнее время все чаще звучат неприкрытые нападки на Политбюро и лично на Горбачева, он не может этого не учитывать и реагирует соответствующим образом.

Василь Владимирович, вы говорили, что не особенно любите заниматься общественной деятельностью.

— Конечно, не люблю... Но приходится заниматься, хотя я человек созерцательного ума, каким обычно и должен быть писатель. Но все дело в том, что наш Союз писателей за многие годы воспитан таким образом, что сейчас, когда требуется максимальное участие интеллигенции в перестроечных процессах, Союз писателей в своей массе самоустраняется от перестройки; Поэтому-то тот груз, который необходимо нести всей писательской общественности, у нас в Белоруссии падает на плечи нескольких писателей.

А вам не хочется тоже самоустраниться и заняться лишь творчеством?

— Очень бы хотелось!

Что этому мешает?

— Жизнь...

Василь Владимирович, в заключение: какие надежды вы возлагаете на Балтию?

— Я бы хотел пожелать прибалтам скорейшего самоопределения. И очень страстное мое желание, чтобы это самоопределение прошло как можно безболезненнее, с наименьшими эмоциональными издержками.

Спасибо за беседу.

Сергей ШАПРАН.
Фото автора.

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top