Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

В пустой комнате - небольшое эхо… Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (11.05.1990)) 

На стендах — пожелтевшие листы печатного текста, переплетенные в блеклые брошюры. И ничего, кроме бумаг. Такую выставку открыли в Вентспилсском зональном архиве, чтобы показать жителям, какие вопросы решал исполком горсовета с самого своего основания в 45-м. Но этот «парад обещаний» (слишком многие слова представителей власти были, как подтверждают документы, брошены на ветер) оказался чуть ли не программой для сегодняшнего дня. Ведь городские проблемы, поднятые десятки лет назад, не решены и по сей день.

Однако извлекли историки на свет заветные архивные документы вовсе не для суда задним числом и не для прославления «старых добрых времен». Рассказывает автор экспозиции, историк-методист Динара АРНЕСТА:

— У меня в кабинете шкаф со множеством ящичков, почти как у Кришьяниса Барона. Только вместо дайн — депутатские решения. Просматривая их в течение полутора лет, мы с архивариусом Дайной Юхневичей заметили: они повторяются по странному закону совпадений. Его суть каждый новый исполком начинает жизнь с одних и тех же распоряжений. Вот и отобрали для выставки такие прецеденты. Не комментируя, мы, историки, хотим сделать их подспорьем для нынешних народных избранников. Ведь одного совпадения им уже избежать не удалось: как и предшественники, новый горсовет начал действовать с нуля, не интересуясь ни их опытом, пусть негативным, ни достижениями.

— Ну, а если прокомментировать подробней?

— Больше всего мы делили землю: карточки с такими решениями занимают два стеллажа. Беспощадно отрезали и раздавали предприятиям лучшие куски. Те, что хорошо было бы отдать под жилье, под школу, детские парки. Никто не требовал земли так настойчиво, как автотранспортники. Получали ее во временное пользование, потом об этом решении забывали, земля оставалась у предприятия навсегда. Забытые распоряжения лучше всякого закона закрепляли практику разбазаривания земли. Отдавали ее безвозмездно.

Постановления по социальным вопросам, благоустройству, здравоохранению и культуре принимались реже всего. Мы говорим о периоде до 1979 года, остальные документы еще не поступили в архив. Но и сегодня вместо запланированных когда-то детских парков — пустоши, карьеры. На бумаге, в планах, принятых на 15—20 лет вперед, значатся школы. В наличии их нет.

— И много ли таких «привидений» в вашей картотеке?

— Точную цифру не назову, но, начиная с 58-го,многие решения по благоустройству повторяют друг друга и остаются невыполненными. Единое оформление городских афиш (которого так и нет до сих пор) уже якобы вводилось и живет в документах. Не впервые в истории создаются и. комиссии, которые должны регулировать то, чего пока еще не существует. Устанавливать рабочее время магазинов, которые не построены, распределять продукцию, выпуск которой не начат и не оборудован даже цех для ее изготовления.

Депутаты вырабатывают рекомендации и указания для специалистов. Скажем, надо заменить поврежденный участок водопровода. Строители роют траншею, сантехники сваривают трубы, электрики монтируют проводку. И уходят, потому что закапывать траншею, оказывается, полагается тому, кто начинал всю работу. А это значит — снимать строителей с нового участка. И тогда те же депутаты меняют свои рекомендации: заровнять траншею должны электрики или монтажники. Но ни у тех, ни у других нет расценок на земляные работы... Словом, постоянно остается что-то несделанным.

Особенно много «невидимок»в сфере культуры и спорта. Плавательный бассейн «строили» в правой и левой частях города рыболовецкий колхоз «Саркана бака» и морской торговый порт. Спорили, где лучше разместить грязевые ванны, которые являлись частью проекта. «Реставрировали» Вентспилсский замок с 56-го года, а с 70-го — готовились праздновать 750-летний юбилей города. С 48-го года постоянно меняются графики торговли. Магазины закрываются то раньше, то позже, ассортимент остается неизменным.

Каждый новый состав депутатов принимал необходимые городу решения, но так и не доходил до их выполнения: заканчивался срок полномочий, а преемники начинали сначала. Заводили свои графики торговли, придумывали манипуляции для строителей, беспокоились о единых афишах — решения, которые первыми приходят в голову. Депутат буквально прирастал к своему креслу, конкретная забота о конкретных людях считалась чем-то вроде общественной нагрузки. И суть дела оставалась прежней.

— Да, эти открытия сделаны не в одном Вентспилсе...

— Посмотрите на эти громадные списки отмененных решений. Они на стендах. И они — в реальности. Бумаги могут и дальше лежать в архивах. Неосуществленное будет напоминать о себе ежедневно.

— Скажем, решения, касающиеся охраны среды?

— Да, эта проблема всегда стояла остро, начиная с1945 года. Строили все подряд, не думая об экологических последствиях. До 70-го, потом приостановились, спохватились. Пытались исправить ошибки. В решениях появилось больше человечности. Но процветала практика благоустройства города «на общественных началах», и создавалось впечатление, что кроме «общественности» о нем позаботиться некому.

Горсовет уже определил однажды места для посадки деревьев. Больше всего нуждавшиеся в озеленении, они были отмечены в Генплане развития города. Родилась даже традиция — устраивать дни посадки леса. Продолжать бы ее, но сменился состав горсовета, наметили новые участки, «отменив» старые. Никто не посмотрел, почему же решили тогда сажать именно тут, а не там. И почему бы не сажать и там, и тут. Традиция погибла. Аллеи сегодня не сажают нигде. Не разобравшись досконально в содержании старых папок, депутаты заполняют свою, новую. И ничем не объясняют отмены прежних решений. Таких объяснений просто нет.

— Ваши комментарии историка говорят о том, что мыслите вы вполне по-государственному. Спасибо за урок! Наверное, в этой устроенной вами своеобразной школе для начинающих народных избранников нет отбою от учеников? (Разговор наш проходит в пустой комнате и рождает небольшое эхо.)

Кроме вас и еще одного корреспондента в марте и апреле к нам, не пришел никто. Информацию для местной газеты мы написали сами, горожане извещены...

Людмила СОЛОВЬЕВА,
соб. корр. «СМ», г. Вентспилс.

« Предыдущая   Следующая »
 
top