(Газета «Советская молодежь» (11.05.1990))
Над
факелом, полыхающим жарким пламенем, Сергей Агарков проносит обнаженные руки. Затем
наклоняется — огонь лижет грудь, живот. На коже нет и следов ожога. А парень сосредоточенно
и спокойно продолжает выступление. Теперь он танцует
на битом стекле. Ассистенты бросают в него острые ножи, разбивают на животе
кирпичи...
Увидев Агаркова на всесоюзном фестивале клубов фокусников в Харькове, где он выступал в концертной программе, мы испытали чувство, близкое к шоку. Наши мнения разделились. «Умелый чародей», — утверждал один. «Йог, достигший небывалого совершенства», — настаивал другой. Как бы то ни было, Сергей, по виду самый обычный парень, без мощных мышц и фанатичного блеска в глазах, вызывал острый интерес. Хотелось понять, что стоит за этой демонстрацией необычных возможностей человека. Какие неизвестные резервы организма удалось ему использовать?
— Ну что вы, — засмущался Сергей. — Я обыкновенный человек и к фокусам не имею никакого отношения.
— Но обыкновенный человек не может танцевать на битом стекле!
— А вы пробовали? — парировал собеседник. — Уверен, что многие могли бы и по горящим углям пройти, и груз в несколько сот килограммов поднять. Вот я же попытался — и получилось!
Еще в армии, а затем в студенческом театре эстрадных миниатюр Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта С. Агарков выступал с шуточным номером. На сцену выносили ящик с битым стеклом. Сергей, изображающий йога, долго с хрустом топтался по стеклу, скрытому за стенками. Срывал аплодисменты, а затем... вынимал из ящика сапоги. Со временем ощутил разочарование публики от такой концовки. В голову пришла сумасшедшая мысль: а что если сделать всерьез? Пять лет назад он впервые в своей жизни стал босыми ногами на битое стекло. И...
— Часть ваших номеров напоминает трюки йогов, каратистов. Известно, что йоги могут лежать на вбитых в доску гвоздях. Но к такому состоянию они идут годами длительных изнурительных упражнений, всей системой жизни. Так же, как и каратисты, разбивающие голой рукой кирпичи или доску. А тут все слишком просто: захотел танцевать на стекле — сразу получилось. Стекло же мгновенно порежет ноги, хлынет кровь. Наверное, ты что-то не договариваешь?
— Да нет же. Никакой специальной подготовки не проходил, все мои тренировки — выступления, тренажерные психологические нагрузки. Кроме того, бегаю кроссы, играю в теннис, спортивные игры. Ни йогой, ни ушу не занимался, никаких восточных учений не исповедую. Хотя меня считают своим и поклонники ушу, и каратисты. В минувшем году, правда, стал лауреатом первого всесоюзного фестиваля оздоровительных систем ушу.
— Что значит настроился?
— Я вряд ли смогу точно объяснить этот процесс. Думаю, что происходит мощная концентрация энергии. А войти в необходимое состояние помогает мне, в частности, музыка.
Агарков, как правило, не рискует. Если чувствует, что нет нужного настроя, — отказывается от номера. А поскольку обычно демонстрирует целый фейерверк трюков, зритель не замечает отсутствия одного из номеров.
— Понятно, что, дав себе сильный волевой настрой, можно пойти по горящим углям, битому стеклу. Но мы оба по образованию инженеры и уверены, что никакая концентрация внутренней энергии не может придать коже человека стойкость к пламени, острому ножу.
— Я тоже инженер и понимаю ваши сомнения. Но никаких особых секретов у меня нет. Считаю, что в состоянии настроя тело может гибко реагировать на форму предмета, с которым соприкасается. Оно как бы зависает над стеклом или гвоздями. То, что все определяется только моим внутренним состоянием, подтверждают и редкие срывы. Они случались, когда я приступал к демонстрации, не ощутив нужного настроя. Однажды порезался стеклом, другой раз загорелись руки. Бывает, что ошибается ассистент. Как-то недоверчивый зритель, захотев сам разбить кирпич кувалдой на моем животе, промахнулся и угодил мне по руке. Но я для страховки настраиваюсь и на неожиданности. Стараюсь, чтобы зрители не замечали, если я получу травму или порез (такое хоть и редко, но бывает). Оказалось, что усилием воли я могу временно прекратить кровоснабжение конечности. Кровь, конечно, потечет, но потом...
— А если у вас появятся ученики, как будете передавать им свое искусство, коль не можете точно сформулировать секреты таких необычных возможностей?
— Да мне нечего передавать. Каждый, кто захочет, может сделать подобное. Как-то прибился ко мне один парень. Наблюдал, как я готовлюсь к номерам, выступаю. Потом сам начал делать наиболее простые демонстрации. Выступил в программе «Взгляд» Центрального телевидения. Но он не считает себя моим учеником, а я себя — его учителем.
Я понял, что еще не до конца выяснил границы своих возможностей. Сейчас пробую ходить по горячим углям. Планирую такой номер: лежа на стеклянной «подстилке», взвалить на себя более чем тысячекилограммовый груз. Открывать неизведанные возможности человека — что может быть более увлекательным.
МЫ РАССТАЛИСЬ с С. Агарковым, но недоумение осталось. Да, он не фокусник и не йог. Обычный человек? Но в чем же необычная крепость тела и духа, которую демонстрирует Агарков? Убедительного, исчерпывающего ответа на эту загадку мы сегодня не знаем. Но разве можем мы досконально объяснить, в чем эффект действия экстрасенсов, той же знаменитой Джуны? Жаль, что, познавая тайны космоса, мы так плохо знаем свой собственный организм.
Аркадий ГЕНКИН,
Владимир ФОМЕНКО.
ТАСС.
Харьков.
|