Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Борис Ельцин: «Чтобы не «пропустить» меня ведется колоссальная работа…» Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (15.05.1990)) 

Интервью накануне I съезда народных депутатов РСФСР. 

Борис Николаевич, наших читателей интересует цель Вашей поездки в Англию и Испанию, а также состояние Вашего здоровья после операции.

— Целью поездки в Лондон была встреча с Маргарэт Тэтчер, у нас была предварительная договоренность. Вторая цель — встреча с другими лидерами различных партий. Третья — образование фонда борьбы со СПИДом в СССР. Мой первый взнос в этот фонд — 250 тысяч фунтов стерлингов (или 450 тысяч долларов), полученных за издание на Западе моей книги. Еще в Лондоне состоялась, презентация этой книги и небольшая двухчасовая пресс-конференция — вот что удалось сделать за 20 часов пребывания в этой столице.

С Маргарэт Тэтчер состоялся очень интересный 55-минутный разговор. Он касался многих аспектов — перестройка в СССР, вопрос о том, как может международное сообщество повлиять на улучшение дел в СССР, в каких программах могла бы принять участие Великобритания, какие пути необходимо определить, чтобы радикализировать реформу и перестройку. Речь шла о возможности, после обретения Россией самостоятельности, заключения с Великобританией договора об экономическом, научно-техническом, торговом, культурном сотрудничестве, о подготовке молодых менеджеров в возрасте от 30 до 35 лет, о строительстве жилья, гостиниц в нашей стране, в России, о развитии экономических связей — в том числе совместных предприятий — поскольку дело в этой области идет очень плохо, в том числе и из-за бюрократических заминок. В этом мы согласились оба. О дальнейшей самостоятельности наших предприятий, что даст возможность выхода на международный рынок, заключения самостоятельных контрактов и так далее, что, конечно, оживит экономику России.

Англия тоже в этом заинтересована?

— Безусловно. В общем-то я и говорю, что взаимная у нас получилась заинтересованность, соответственно и такой же разговор. Вообще Маргарэт Тэтчер довольно смело пошла перед выборами на такую встречу. Это еще раз говорит о том, что она — Политик.

Дальше была Испания, куда я был приглашен, чтобы принять участие в европейской конференции политических деятелей «Европа — без границ» и выступить там с докладом. Но здесь у нас сессия затянулась на двое суток, пришлось и в Англии время встреч переносить, и в Испанию я прилетел уже после окончания этой конференции. Тем не менее все участники остались для того, чтобы прослушать мое выступление. Выступал я минут сорок с синхронным переводом, приняли, по-моему, тепло, хорошо.

В Италии на 6 мая была договоренность о встрече с Андреотти, но оставался разрыв во времени, и я решил возвратиться в Москву, чтобы 1 Мая быть там. Предстоял перелет с пересадкой в Барселоне.

Три часа лета из Кордовы в Барселону на самолете для внутренних рейсов. Через час у самолета отказывает система управления. Пилот вынужден на ручном управлении возвращаться обратно, искать какую-то полосу. Четыре раза он на нее никак не мог зайти — все мимо. Навигационные приборы не работают. То на одно крыло крен, лежим на одном боку, то на другое крыло крен, лежим на другом боку. А потом еще шасси не выпускалось. И в последний момент, когда он все-таки попал на полосу, — «грохнулся». Во время этого удара при посадке, во время тряски у меня лопнул диск, как оказалось — между третьим и Четвертым позвонками.

Так это травма была? У нас сообщали, что внезапный приступ боли...

— Да нет, это вранье. Самая настоящая травма. Правая нога отнялась, такая дикая боль, что трудно терпеть. Меня сразу тут же в другой самолет и — в Барселону. И надо же в Барселоне «упасть в руки» одного из сильнейших нейрохирургов мира — доктора Лёберги. Ночью, уже в половине двенадцатого, делают полное обследование за какой-то час. Определяется, что там действительно все порвалось между позвонками, требуется срочная операция, иначе может быть паралич ноги. Дали 15 минут мне на раздумье, хотя сказали, что могут обезболить какими-то наркотическими средствами, но в Москве может быть уже поздно. Я дал согласие. Потом московские хирурги, приехавшие в Испанию по другим вопросам, сказали, что за эту операцию они бы не взялись, а если бы даже взялась группа хирургов, то я бы пролежал 6 месяцев.

А доктор Лёберги после операции пообещал на следующий день поставить на ноги. Вообще фантастика! И за полтора часа под общим наркозом была сделана операция. Когда я утром 1 мая вышел из-под общего наркоза, меня из реанимации перевели сразу же в палату.

Надо сказать, что я попал в очень интересный кооперативный госпиталь. Это кооператив, куда входят 160 тысяч жителей и медики. И вот — 400 палат, совершенно одинаковых, однокомнатных. Неважно, кто ты: рабочий, директор или президент... Если попал — в одинаковых условиях содержишься. В общем, утром 1-го доктор приходит и говорит: надо вставать. Я попотел, но встал. Действительно — какое-то чудо. Я говорю ему, что это благодаря такому доктору, как он. Нет, отвечает, это благодаря вашему характеру и здоровью. Вот так взаимно обменялись любезностями.

Через трое суток я уже полетел в Москву...

Бурная встреча в Шереметьево, еле выбрался, ну а в понедельник (7 мая. — Ред.) — уже на работе.

Борис Николаевич. Ваше здоровье не помешает Вам принять участие в работе I съезда народных депутатов России?

— Я готов к борьбе, борьбе за пост Председателя Верховного Совета РСФСР. Учитываю в этом плане наказы избирателей, данные мне на встречах в Свердловске. Моя депутатская программа стала более расширенной, капитальной. Усилен экономический раздел. Короче говоря, очень и очень много работаю.

Блок депутатов РСФСР «Демократическая Россия» будет выдвигать Вас кандидатом на пост Председателя Верховного Совета РСФСР. Вы выдвинуты и кандидатом в делегаты XXVIII съезда КПСС. Интересно, с чем лично Вы пойдете на съезд КПСС?

— Основа — это все-таки «Демократическая платформа». В платформе ЦК КПСС много положений, с которыми я не согласен. Надо на съезде это высказать. Это последний шанс, чтобы использовать возможность радикальных реформ в КПСС.

Вы думаете, это возможно?

— Я больших надежд не питаю. Но отказываться от такой возможности было бы тоже неверно. Сейчас некоторые коммунисты партбилеты выкладывают после Открытого письма ЦККПСС. Мы в Межрегиональной группе не осуждаем этого, пусть поступают так, как думают. Но мы хотим, чтобы они потом тоже были нашими союзниками. А не удастся что-то сделать на съезде — тогда «Демократическая платформа» будет как-то выливаться в самостоятельную организацию. И, повторю, надо свой последний шанс использовать и высказать свою позицию на съезде.

Сейчас идет очень большая подготовка к съезду народных депутатов РСФСР. Надо иметь в виду, что для того, чтобы «не пропустить» меня, ведется колоссальная работа. Определяются альтернативные кандидатуры, тактика борьбы со мной на съезде. И выступления М. С. Горбачева говорят о том, кого он будет поддерживать, — не меня...

Интервью взяла Л. ПИСКАРЕВА,
Свердловск.
(В Ригу для «СМ» передал Н. Белозеров.)

« Предыдущая   Следующая »
 
top