Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Стратегические аспекты Балтийской независимости Отправить на E-mail

(Газета «Советская молодежь» (28.06.1990)) 

Предлагаемый текст не рассчитан на самый широкий круг читателей. Скорее наоборот: на тех, кто в проблеме независимости Балтии может рассмотреть глубинные подводные течения интересов различных держав, и в первую очередь СССР.

Добавлю, что многие сведения, приведенные автором и прозвучавшие на международной конференции в Стокгольме в конце мая («Независимость Балтии — безопасность Европы?»), в советской печати публикуются впервые.

Надеюсь, компетентность изложения и логика выводов английского специалиста будут интересны для тех, кто привык думать, а не только спорить в длинных, увы, очередях.

Алексей ШЕЙНИН.

 

ВВЕДЕНИЕ

С развертыванием событий в Прибалтийских республиках обнаруживаются два факта, противостоящие друг другу и способные вызвать проблемы в будущем. С одной стороны, советские военные полагают, что этот регион жизненно важен для советской безопасности. Это недавно подтвердил заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Владимир Денисов, который сказал, что независимость Прибалтики поставит под угрозу безопасность Советского Союза. С другой стороны, о независимости Прибалтики, вероятно, можно говорить до тех пор, пока Президент Горбачев не готов применить резкие репрессивные меры. Компромисс возможен, если Балтийские республики готовы предоставить Советскому Союзу определенные военные права. ЦЕЛЬЮ ЭТОГО ДОКЛАДА ЯВЛЯЮТСЯ ОБЗОР СЕГОДНЯШНИХ ВОЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ КОМПРОМИССНЫХ ПУТЕЙ.

Можно сказать, что советские военные стратеги работают в условиях значительно снизившейся угрозы и существенно сокращенных возможностей. Еще не получены ответы на серьезные вопросы, касающиеся Германии, Советский Союз может позволить себе пойти на уступки Балтийским государствам в военном отношении, но осторожно постарается сохранить потенциал в Балтийском регионе, чтобы в случае угрозы использовать его.

 

ВНУТРЕННИЙ КОНТЕКСТ

Существуют две важные внутренние проблемы, которые следует учесть: распад империи и проблемы перестройки. Некоторые русские националисты полагают, что было бы полезно «окончательно разбить имперские оковы». Но большинство не думает так. Вопрос в том, на какой стадии этот процесс прекратится. Если границей является пакт Молотова — Риббентропа, что делать с Молдавией, которая была подобным же образом аннексирована в 1940 году? Как предотвратить выход из СССР Грузии и Азербайджана, если Балтийские государства получат независимость?

Главный стратегический вопрос в балтийской проблеме — ее влияние на руководство Горбачева и будущее перестройки. По этой причине многие умеренные московские политики чувствуют, что Литва их предала. Есть признаки того, что советское военное руководство вновь заявляет о своем влиянии в контроле за вооружениями, в проблеме объединенной Германии и балтийском вопросе.

 

КАЛИНИНГРАД

Калининградская область является штабом Прибалтийского военного округа и Балтийского флота. Морской порт Балтийск является главным, поскольку не замерзает в зимнее время. Как часть Российской Федерации Калининград останется в составе Союза после получения Прибалтикой независимости. Многие военные функции переместятся туда из Прибалтийских республик.

Но Калининград после получения Прибалтикой независимости будет отрезан от остальной территории Советского Союза по аналогии с Данцигским коридором в межвоенный период.

Советский Союз должен гарантировать, что транспортные линии, линии связи и газопровод, связывающие СССР с Калининградом будут по-прежнему надежно функционировать. Это можно сделать двумя способами.

Первый. Москва могла бы вести жесткую политику и оспаривать договор от 10 октября 1939 года, по которому Вильнюс и район Вильно отошли к Литве. Используя этот и другие аргументы, Москва могла бы предъявить претензии на южную часть Литвы и контролировать этот мостик к Калининграду. Это, однако, может враждебно настроить проживающее здесь население и вызвать необходимость содержать большое количество войск для безопасности этой территории.

Наиболее подходящей альтернативой для Москвы могли бы стать переговоры с целью получить гарантированный доступ к Калининграду из Минска через Вильнюс и Каунас — для поддержания главных связей. Похоже, что Литва желает пойти на такие переговоры и построить окружные дороги через Вильнюс и Каунас.

Еще одна сложность, касающаяся Калининграда, заключается в том, что некоторые русские, проживающие здесь, желают расширить Калининградскую область, чтобы она включала в себя и порт Клайпеду. Это значительно расширило бы доступ Советского Союза к морю, но значительно ограничило бы Литву.

 

СОВЕТСКИЕ НАЗЕМНЫЕ СИЛЫ

Балтийский регион исторически был полем битвы. Вспомним хотя бы победу шведов, одержанную над Петром Великим под Нарвой. Белогвардейские войска использовали этот район как плацдарм для нападения на Петроград. Или вторжение Германии и подходы к Ленинграду в 1941 году.

На прошлой неделе один советский генерал сказал мне, что, как и Петр Великий, его коллеги по-прежнему считают Прибалтику «окном в Европу». Это окно, которое они хотели бы открывать и закрывать по своему желанию.

Один взгляд на карту показывает, что независимость Литвы образует брешь в оборонительной линии советских Вооруженных Сил на протяжении примерно 75 миль — между Калининградом и Белоруссией. Отсутствие войск на передней позиции в Восточной Европе может создать серьезные проблемы для советских военных стратегов. Чтобы их решить, Советская Армия, вероятно, захочет сохранить свои возможности в Литве.

Прибалтийский военный округ — место базирования 11-й гвардейской армии. На первый взгляд, советские армейские силы в этом округе выглядят внушительно: 13 дивизий, включающие 3 танковые дивизии, 7 моторизированных стрелковых дивизий, военно-воздушная дивизия и две артиллерийские дивизии общей численностью 73 000 человек. Но при более подробном рассмотрении мы видим, что около половины этих дивизий являются дивизиями так называемой категории С (20 — 25 процентов мощности). Особенно важное значение имеют две дивизии категории А (свыше 75 процентов мощности); военно-воздушная дивизия (в Каунасе) и танковая дивизия (в Калининграде).

11-я гвардейская армия — некогда в достаточном количестве — очень мобильная сила, которая могла бы быть частью второго эшелона в случае войны в Центральной Европе. Но такой вариант не соответствует военным реалиям середины 90-х годов. По мере изменения советской передней линии было бы неразумно, если бы Советский Союз держал большое количество резервных сил категорий В и С в непосредственной близости от передней линии. Возможно, Советский Союз захочет повысить готовность части войск, дислоцированных в Прибалтике, и вывести оставшиеся резервные части в тыл. Для жителей Прибалтийских республик Советская Армия — больше чем военно-морские и военно-воздушные силы. Она олицетворяет оккупацию. Похоже, что политическое давление с требованием вывести армейские подразделения будет иметь значительную силу.

Возможные переговоры могут идти о том, чтобы сильно сократить общее число советских наземных сил в Прибалтийских республиках, но повысить боеготовность оставшихся на этой территории военных сил. Дивизии категорий В и С могут быть передислоцированы на более глубокие позиции в Советском Союзе или же ликвидированы в соответствии с соглашением о контроле за вооруженными силами в Европе. Несколько дивизий категории А, базирующиеся сейчас в Восточной Европе, могут заменить эти резервные соединения на территории между Калининградом и Гродно.

К тому же потребуется, возможно, небольшое количество советских наземных сил, чтобы обеспечить безопасность оставшимися морскими, воздушными и противовоздушными силами в Балтийском регионе, чтобы охранять транзитную территорию между Калининградом и Белоруссией и, возможно, укомплектовать личным составом прибрежные фортификационные сооружения. Некоторые из этих функций могли бы выполнять и армии Прибалтийских республик.

Еще одна проблема, связанная с Советской Армией, — воинская обязанность. Население Прибалтики составляет около 2,7 процента всего населения Советского Союза, поэтому в цифровом выражении независимость Прибалтийских республик не сильно повлияет на сокращение советских Вооруженных Сил. Но граждане этих республик сравнительно хорошо образованны, и в отношении их общего вклада Советская Армия потеряет.

 

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

В военное время геостратегическое значение Балтийского моря будет сужено, поскольку заминированные подходы к нему не позволят ни советским военным кораблям выйти из него, ни американским войти. В этом случае советская сторона, вероятно, будет искать возможность контролировать эти подходы при помощи авиационных атак и амфибий на территории Дании и Швеции.

Главная задача советского Военно-Морского Флота на Балтийском море в военное время будет заключаться в поддержке и обеспечении сухопутных сил в Германии и Польше.

СССР понимает ограниченные возможности начинать военно-морские операции в океане из Балтийского моря и поэтому разместил свои основные военно-морские базы на Кольском полуострове. Большая часть Балтийского флота, таким образом, не предназначена для операций в Атлантическом океане.

На Балтике Советский Союз имеет довольно небольшой и весьма устаревший флот, состоящий из: 47 подводных лодок (в основном со старыми дизельными двигателями — 1/7 часть подводного флота), 47 основных боевых кораблей (3 крейсера, 13 эскадренных миноносцев, 31 фрегат — пятая часть основных боевых кораблей); 155 патрульных и прибрежных катеров и 119 кораблей для минирования. Советский Союз не имеет авианосцев, базирующихся на Балтийском море. Общее количество личного состава Балтийского флота составляет 87 000 человек. Два главных военно-морских порта — Кронштадт и Балтийск, на которые независимость Прибалтики непосредственно не повлияет.

В числе объектов, которые окажутся под влиянием этого фактора, — военно-морские базы в Лиепае и Клайпеде, ремонт подводных лодок около Риги, доки для подводных лодок в Таллинне, Палдиски и на острове Наиссаар.

Будет нелегко переместить эти военно-морские объекты в Калининградскую область и в Ленинград. Многие из них, вероятно, будут передислоцированы в Балтийск — по причине расстояний, бурного моря и сильных ветров в более северных областях.

Кроме того, Советский Союз исторически гордится Балтийским флотом, который играл большую роль в революции и во время 2-й мировой войны.

Поэтому по историческим причинам, из-за размеров военно-морских баз и, наконец, из-за географического расположения Советский Союз будет стремиться сохранить этот военно-морской комплекс как можно дольше.

Советские Военно-Морские Силы также наверняка захотят сохранить радарный пояс слежения за ракетами недалеко от Клайпеды. Радарные установки на побережье имеют большое значение, и их перемещение создало бы большие трудности.

Прибалтийские республики могут в большей степени желать получить советские военно-морские базы, чем Советская Армия.

 

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ И ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА

Следующим — после вопроса сохранения Калининграда в качестве эффективного центра — самым важным приоритетом для советских военных руководителей может являться противовоздушная оборона. На глобусе земного шара хорошо видно, что Балтийские государства находятся на прямом воздушном маршруте из Западной Европы к Москве и Ленинграду.

Важность географического расположения этой территории для воздушных боев уменьшена в связи с тем, что наиболее серьезная угроза стратегического бомбардирования для Советского Союза исходит скорее с Севера (через Северный полюс), чем из Западной Европы.

Советский Союз расположил свою радарную систему дальнего обнаружения — так называемую Таллиннскую линию — по периметру Балтики. По оценкам, в этой радарной сети находятся 50 различных основных установок и их сателлитов. Они обеспечивают для Советского Союза сложное покрытие на больших и малых высотах.

Советские площадки для ракет расположены в нескольких точках на территории Балтийских государств, основное их скопление находится в Эстонии — под Вильянди и на островах Хыюмаа и Сааремаа.

По сообщениям, все три государства имеют на своей территории аэродромы для перехватчиков ПВО, предназначенных для защиты от стратегического воздушного нападения. В Прибалтийском военном округе также размещаются 45 самолетов Миг-29 и 35 разведывательных самолетов. Балтийский флот имеет еще 150 боевых самолетов.

В отношении наступательных средств сообщается, что главные базы бомбардировщиков с подземным оборудованием расположены около Тарту и Адаваре.

Трудно назвать точное количество боевых самолетов в регионе, но один из источников, не относящийся к Международному институту стратегических исследований, полагает, что их насчитывается 288.

Безусловно, контроль за вооружениями отразится на этих военных средствах. Контроль за вооружением в Европе может сократить общее количество военных самолетов на территории от Атлантики до Урала примерно наполовину. Точные размеры сокращений, касающиеся ПВО и морской авиации, остаются под вопросом. Договор о сокращении стратегических вооружений также будет сдерживающим фактором для стратегических бомбардировщиков. Но перемещение тактической авиации в Прибалтику из Восточной Европы легко компенсирует сокращения, вызванные контролем за вооружениями.

Какое влияние будет иметь установка натовских ракет класса «воздух — земля», пока не ясно. Эти ракеты могут быть размещены за Таллиннской линией и атаковать цели, расположенные в Прибалтике. Но чтобы атаковать цели в глубине Советского Союза, ракетам все равно придется проникать через заграждения. Что касается объектов в глубине СССР, Таллиннская линия будет иметь важное значение, так как объектовая ПВО менее эффективна.

Для поддержания баланса Советские Военно-Воздушные Силы попытаются сохранить пояс ракет класса «земля — воздух», сконцентрированных в Эстонии. Самолеты ПВО могут быть переведены на базы в Белоруссии, но дорогостоящий комплекс бомбардировщиков под Тарту останется, возможно, вопросом большой важности для Военно-Воздушных Сил СССР.

 

ПРОБЛЕМЫ ЯДЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ

Договоры о контроле за вооружениями и устаревшая технология способствовали тому, что многие виды ядерного оружия уже убраны из Балтийского региона. По договору о сокращении ядерных вооружений почти уничтожены все ракеты СС-4, СС-12 и СС-23, которые были расположены на 6 базах в Прибалтийских республиках. Там также нет межконтинентальных баллистических ракет или ракет СС-20. Четыре оставшиеся подводные лодки с ядерными ракетами класса «Гольф» тоже списываются как устаревшие. Ракеты «SCUD» традиционно размещались в Восточной Европе из-за ограниченного радиуса действия, а все стратегические ядерные ракеты могут быть скоро уничтожены по договору о сокращении ядерных вооружений. Ядерные авиационные бомбы свободного падения, ядерные ракеты и ракеты «FROG», вероятно, останутся на этой территории.

В результате кризиса выхода Прибалтийских республик из СССР советское военное руководство сообщает, что по причинам безопасности они предприняли шаги к тому, чтобы убрать все ядерное вооружение из Прибалтики. Стратегические последствия такого действия будут сглажены, учитывая, что по причине контроля за вооружениями и технической отсталости такие сокращения уже произошли. Под влиянием этих обстоятельств можно ожидать, что Советский Союз возобновит дипломатические инициативы с целью создания на Балтийском море зоны, свободной от ядерного оружия.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Вдобавок к военному аспекту, обсужденному выше, Советский Союз делает ставку на то, что прибалтийские порты будут открыты для импорта и экспорта советских товаров. СССР не захочет потерять дороги, железнодорожные пути и газопровод для вывоза и доставки товаров из основных прибалтийских портов. То же самое касается и Мажейкяйского нефтеперерабатывающего комплекса.

 

ЧЕГО ХОЧЕТ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Ключевые стратегические цели Советского Союза в любых последующих переговорах по вопросу о независимости Прибалтики могут быть такими:

1) военный союз между тремя республиками и Советским Союзом;

2) гарантированный транзит через Вильнюсскую область для снабжения Калининграда;

3) эксплуатация таллиннской радарной сети и площадок для ракет класса «земля — воздух» в Эстонии;

4) эксплуатация большинства военно-морских баз и баз стратегических бомбардировщиков по крайней мере на протяжении долгого переходного периода;

5) содержание достаточного количества танковых и механизированных дивизий категории А с целью заполнения бреши между Калининградской областью и Белоруссией;

6) содержание достаточного количества охранных подразделений, чтобы обеспечить безопасность военных средств и гарантировать транзит военного оборудования;

7) гарантированный доступ к советским портам и транзитные права для перевозки грузов из Советского Союза в эти порты;

8) продолжение двусторонней торговли и особые права на нефтепереработку в Мажейкяй.

Некоторые предлагают использовать модель Пактов о взаимопомощи между Советским Союзом и отдельными Прибалтийскими республиками, принятых в октябре 1939 года. Основные моменты Пакта между СССР и Латвией таковы:

1) обязательства о взаимопомощи (со взаимным согласием);

2) права Советского Союза на военно-морские базы, аэродромы и береговые фортификационные сооружения на Балтике;

3) ограничения советских наземных сил и авиации до 25 000 человек;

4) советская военная помощь на подходящих условиях;

5) обязательства не вступать в союзы против другой стороны;

6) никакого вмешательства в суверенные права другого государства;

7) комиссия из представителей обеих сторон для решения спорных вопросов.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИК

Если начнутся переговоры о независимости, Прибалтийским республикам, вероятно, придется пойти на большие уступки Советскому Союзу там, где затрагиваются вопросы безопасности и военного присутствия. Уступки Советского Союза могут быть в основном в области наземных военных сил и ядерного оружия. Главные уступки со стороны Прибалтики будут скорее всего в области противовоздушной обороны, военно-морских средств и доступа СССР к Калининграду.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЗАПАДА

Независимость Прибалтики продолжит ряд событий, которые существенно снизили угрозу для Запада со стороны Советского Союза.

Если фактор независимости Прибалтийских республик окажет влияние на подразделения амфибий, воздушно-десантные силы, истребители-бомбардировщики и, возможно, даже на базы подводных лодок, то от этого особенно выиграет северный фланг НАТО. Для Советского Союза будет трудно начинать наступательные операции против северного фланга с баз, расположенных на территории независимых государств.

Но если независимость Прибалтики станет той последней каплей, что переполнит чашу терпения Горбачева, или приведет к тому, что СССР уже не сдержится, тогда и Западу, и Прибалтийским республикам придется заплатить за это очень высокую политическую цену.

Ханс БИННЕНДИЙК
Международный институт стратегических исследований (Лондон)
Перевел с английского Евгений МЕШКОВ.

« Предыдущая   Следующая »
 
top