Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Валерий Леонтьев: "Наедине со всеми хотел бы я побыть" Отправить на E-mail

(Газета "Социалистическая индустрия" (30.08.1987))

 Лауреат премии Ленинского комсомола Валерий Леонтьев. Многие от него в восторге. Но есть, и это вполне закономерно, противники манеры его исполнения, чересчур громкого голоса и даже... прически. Однако «Маяк», да и другие программы Всесоюзного радио, учитывая мнения слушателей, регулярно передают леонтьевские записи, выходят грампластинки, да и фильмы с участием моего сегодняшнего собеседника.

 Валерий Леонтьев нынешним летом побывал на Кубе, где с большим успехом  прошли его гастроли. А совсем недавно выступал как почетный гость в польском городе Сопоте на Международном фестивале   эстрадной   песни.

— Валерий Яковлевич, поколение пятидесятилетних, к которому принадлежу я,  свои музыкальные, эстрадные вкусы формировало под  влиянием Утесова, Бернеса, Шульженко... Они пели в небольших залах; а кроме того, в сравнении с нынешними солистами ВИА, вчетверо тише, но с таким проникновением...

— Мне думается, что неважно, тихо или громко поет исполнитель. Важно, каким образом. Искренне или фальшиво. А размер сценической площадки — это, как говорится, дело десятое.

Мои площадки, например,— это, в основном, стадионы —  летом, зимой — дворцы спорта. Исключение было недавно, во время поездки в Афганистан. Где просили, там и пел перед этими отважными, геройскими нашими парнями, А вообще этот вот зал, где вы со мной беседуете — Ленинградский концертный,— тоже своего рода стадион: три тысячи шестьсот мест.

— Я успел заглянуть в кассы: там нет билетов до конца вашей гастрольной недели.

— Не обольщайтесь: эстрадное дело переменчиво. А сюда, в Ленинград, приехал не только работать. Заканчиваю заочно Институт культуры имени Н. К. Крупской. Если одолею госэкзаменьг, то получу диплом режиссера .массовых зрелищ и представлений...

В период гастролей певца в городе на Неве его истовые поклонники, члены клуба "Верооко" поочередно пекли торт для своего кумира. Воистину, выражаясь популярным международным словосочетанием, «дольче вита» («сладкая жизнь»)? Но раньше была и «горькая».

...В 1979 году Леонтьев получил первый приз в Ялте, на международном конкурсе эстрадных певцов. Однако отцам города артист не приглянулся, и была дана команда: Леонтьева впредь на крымские курортные, всегда престижные концертные площадки не пускать. Долгое время подобный «шлагбаум» опускался перед певцом и на столичной сцене.

Несколько слов о биографии: родился в деревне Усть-Уда Коми АССР, отец — потомственный холмогорский помор. Петь начал еще в школьном хоре, и уже тогда учитель постоянно одергивал: «Да стой ты в хоре спокойно, как все». А Валерию хотелось помочь голосу жестом, движением.

Позже судьба забросила его в небольшой российский городок Юрьевец. Там прошел настоящую рабочую школу: на местной льнопрядильной фабрике, возможно, помнят вечно чумазого смазчика Валерку. Отмывшись, он спешил на репетицию фабричной художественной самодеятельности.

Чуть позже, уже работая в концертной бригаде Сыктывкарской филармонии, Валерий и его группа «Эхо» изъездили многие крупные тогдашние стройки: Братск, Ангарск, Усть-Илимск, БАМ. Так что стадионы и дворцы спорта начинались с концертов в маленьких клубах, а то и прямо на стройплощадках.

— А вкусы зрителя — в ваших руках?

 — Это взаимный процесс. Берет артист произведение, выносит его на суд, а публика остается равнодушной. Такое у меня бывало. Приходилось бросать песню.

...Но так было и будет всегда,— оптимистично настроен В. Леонтьев.— Всегда режиссер будет тосковать о хорошей пьесе, киношник — о хорошем сценарии. Это нормальный ход событий.

Меня же не примет зритель с плохой песней. Сейчас, отбирая гастрольный репертуар, стараюсь исключать случайные песни. А вообще-то они у меня разные. Одни — в плане чисто опереточном, как, например, «Кабаре». Другие—из разряда дискотечных, третьи — исповедального характера.

— А что делаете на досуге?

—Его нет. Почти. Сейчас, скажем, идет интересная для меня работа над постановкой оперы «Джордано Бруно». Ее авторы— ленинградский композитор Лора Квинт, либретто и стихи — московского поэта Владимира Кострова. Для меня это ново. Дает импульс двигаться дальше.

— Хорошо вы сказали об импульсе, зовущем к движению. Потому и спрашиваю о перестройке у вас на эстраде, как она движется?

— Медленно, очень медленно поворачивается наша эстрада. Чего бы я, работающий  в эстрадном жанре, хотел? Чтобы дело, которому отдаю себя, давало   больше интересного большему  числу людей. Хотел бы  работать сполна, но при меньших потерях нервных, физических сил, которые, увы, часто тратятся не на творчество... Хотел бы сделать наш коллектив хозрасчетным, перевести его на самоокупаемость.

Ведь тогда бы стало возможным заказать «дорогому» художнику соответствующие костюмы и декорации, пригласить режиссера, своего или зарубежного,  давая тем самым максимальную пользу зрителю и государственной кассе. Сегодня ничего этого в нашей системе нет. Поэтому происходит злосчастная уравниловка: артисты разные — ставки у всех одинаковые.

— Вы на сцене в постоянном движении, это, конечно, изматывает?

— Работа... Удалось войти в контакт со зрителем — радуешься, бес с ней, с усталостью, все же два часа наедине со всеми. Бывает и разочарование. Замечали, наверное, чем престижнее концерт, тем  больше в зале людей, которым назавтра лестно сказать сослуживцам, друзьям: «Вчера слушал этого...» Смотришь иногда в зал: не солист таким зрителям интересен, а соседние кресла. Кто там, в чем одет?

— Валерий Яковлевич, а как, по-вашему,  выглядит наша эстрада  на мировом фоне, так сказать?

— Считаю — плохо. Неконкурентоспособными  мы порой оказываемся потому, что сами мало выходим   на сцену, эстраду зарубежную. И оттуда к нам на гастроли не всегда привозят певцов класса  «люкс», скажем  так. Поскольку этот «люкс» стоит дороже, наши руководители, «закупая» гастролера, стремятся поменьше заплатить. Экономится  валюта — и  на нашу эстраду подается «низкокачественный товар», буду  уж  оперировать коммерческими терминами. От  низкого  качества  становится низким вкус зрителя, слушателя, занижаются требования к отечественным  эстрадным вокалистам, ансамблям...

Беседу вел В.НЕСТЕРЕНКО.

« Предыдущая   Следующая »
 
top