Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Ринат Дасаев Отправить на E-mail

(Журнал «Смена» №11/1983) 

В № 7 журнала мы открыли рубрику «Спортивный автограф». Судя по письмам, она встречена с интересом. Выполняем новое пожелание читателей. О Ринате Дасаеве просят рассказать А. Щелкунов (г. Котлас), семья Ивановых (пос. Успеновка в Казахстане), студенты Карагандинского университета, И. Веселовский и И. Осипова по поручению 10 «А» и 10 «Б» классов (Джамбулская обл.), группа учащихся ПТУ (г. Кишинев) и многие другие. 

Когда решительным полководческим жестом — вы видите это на снимке — он дает указания защитникам, когда, вводя мяч в игру, начинает атаку, определяя ее темп своим природным чувством ритма, когда бросается, презрев опасность, в ноги прорвавшемуся форварду или совершает немыслимый полет за мячом, не остается сомнений: он рожден вратарем, это его спортивное призвание. И тогда вряд ли кто вспомнит, если даже знает об этом, что в футбол его привел случай, этот, по выражению Бальзака, величайший романист мира...

Ни отец Рината, рабочий рыбокомбината, ни мать, диспетчер астраханского порта, ни старший брат Рафик, по конституции такой же тонкий и стройный, к спорту серьезно не относились, хотя юношескую дань физкультуре старший брат отдал. Чтоб укрепить здоровье младшего сына, отец записал его в секцию плавания, где оосьмилетний Ринат скорее купался для удовольствия, нежели тренировался. Но с детства приученный трудовой семьей все делать добросовестно, он вряд ли бы оставил плавание, не случись беда. Повредил руку, сделалось заражение, потребовалась операция. О плавании на время пришлось забыть. И снова в заботе о здоровье отец отвел сына о секцию — по случаю в футбольную. Не подсознательной ли логикой: из всех видов спорта только в футболе ногами играют, значит, руке угроза меньше? Спустя месяц случай отрядил Рината, как младшего среди всех ребят и самого маленького — да, да, он лишь спустя три года вытянется за год сразу на двенадцать сантиметров! — случай отрядил его в ворота. Но с первой же тренировки стало ясно, что хоть и не вышел парнишка ростом, природа была щедра к нему, наградила вратарскими данными. Это сразу понял тренер Герольд Иванович Бледных, как вскоре поймет тренер астраханского «Волгаря» Федор Сергеевич Новиков, как с первого взгляда поймет тренер московского «Спартака» Константин Иванович Бесков.

На этом роль случая-романиста исчерпана, больше никаких поворотов в сюжете. Ринат понял, что без спорта ему не жить, после восьмого класса поступил на физкультурное отделение педагогического техникума и в команду мастеров попал, уже имея диплом. В воротах "Спартака» он занял место весной 1978 года, в трудный для команды, вернувшейся в высшую лигу, период — после серии поражений. Занял место, которое уже шестой сезон не уступает никому и, конечно, не скоро уступит. Как и место в воротах сборной СССР, куда был приглашен в конце 1979-го.

И хоть не было поворотов в сюжете, испытаний на долю Дасаева выпало. может быть, больше, чем на долю абсолютного большинства вратарей сборной. Они приходили в нее умудренные годами выступлений в клубах, соперничеством с зарубежными форвардами, пройдя обычно школу юношеских и молодежных сборных. Он пришел начинающим, по сути, вратарем. имея за спиной лишь стаж в год с небольшим игры о высшей лиге. Он не прошел еще неизбежных испытаний нелепыми ошибками и злосчастными промахами, оставляющими рубцы на вратарской душе, но ее же и закаляющими.

Он через все это пройдет вратарем сборной страны, и. значит, каждая ошибка его будет многократно множиться ответственностью любого матча — у сборной неответственных не бывает, пристальностью миллионной аудитории, требовательностью, не знающей снисхождения, ибо в сборную приходят не учиться, а отстаивать честь всего нашего спорта. Он сумеет залечивать рубцы на душе так, что больно будет только ему одному, и никто не разделит его переживаний. Он в сотни раз чаще будет выручать партнеров, чем подводить их, и за любой промах судить себя суровее самых придирчивых наблюдателей.

Никто не разделит переживаний? Нет, это не вся правда. Он пройдет школу мудрого, неподвластного годам воспитателя Николая Петровича Старостина. Он сможет оценить бесконечное доверие не знающего компромиссов, не признающего кающихся, но верящего в тех, кто мужественно изживает собственные слабости, Константина Ивановича Бескова. Он победит коварный аппендицит, с риском переборет боль перед матчем и ляжет на операционный стол лишь зимой, чтобы к марту, к матчу с мадридским «Реалом», быть в форме. Он преодолеет недоверие перед чемпионатом мира — когда место в воротах, номер первый в составе вызывал наибольшее опасение, и на полях Испании встанет в ряд с лучшими футболистами мира. Единственным в нашей сборной. И это самая большая для него горечь — то, что единственным. а не вместе со всей командой.

Пройдя эту школу, он станет играть в «Спартаке» и в сборной важную роль — человека авторитетного, справедливого, умеющего сплотить коллектив. И хотя вратарь не может и не должен копировать коллег, пусть и самых знаменитых, он заставит умелым выбором места в воротах вспоминать Анатолия Акимова и Льва Яшина, в стремительных полетах будет походить на Алексея Хомича и Виктора Банникова, в своей игровой манере покажет черты Анзора Кавазашвили и Владимира Астаповского.

И при этом будет ни на кого не похожим — когда-нибудь такой стиль игры назовут дасаевским.

Вы видите на снимке его решительный жест. И вратарская перчатка современного производства напоминает на его руке перчатку рыцарскую.

Валерий ВИНОКУРОВ
Фото Евгения ВОЛКОВА и Юрия СОКОЛОВА

« Предыдущая   Следующая »
 
top