Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Команда, которой мы все гордимся Отправить на E-mail

(Газета «Труд» (22.01.1984)) 

С января 1954 года по 21 января 1984 года сборная СССР провела 634 официальных и товарищеских матча на уровне национальных команд.

Выступая против 16 команд из стран Америки (Канада, США), Азин (Япония) и Европы (Австрия, Венгрия, ГДР, Голландия, Италия, Норвегия, Польша, Румыния, Финляндия, ФРГ, ЧССР, Швеция, Швейцария), наши гроссмейстеры хоккея одержали 517 побед при 44 ничьих и 73 поражениях. Разница забитых и пропущенных шайб 3.988 — 1.361.

За это время сборная СССР успела стать 5-кратным олимпийским чемпионом, 19-кратным чемпионом мира, 22-кратным чемпионом Европы, выиграть у профессионалов из НХЛ «Кубок вызова» и «Кубок Канады», побеждать на розыгрышах «Приза «Известий», «Приза «Руде право», «Кубка Швеции», «Кубка Ахерна» (1955), «Мемориала Брауна» (1964, 1965, 1967), «Турнира 100-летия» (Виннипег, 1968).

Ни одна другая национальная сборная не имеет такого блестящего послужного списка.

Сегодня — наш рассказ о команде, которой мы все по праву гордимся, о подлинном маяке нашего большого спорта, ее талантливых создателях, железном характере, победных традициях, некоторых выдающихся игроках этой самой молодой в истории отечественного спорта сборной команды.

Всеволод Бобров

А биография сборной СССР начиналась с декабря сорок шестого года — с первого чемпионата страны, когда за клубы выступили те, кто и составил первый список «СССР-54». Листаю пожелтевшие странички репортерских блокнотов тех лет...

Финальный «Турнир трех» на малом стадионе «Динамо» (тогда он действительно был малым), спрятавшемся в глубине Петровского парка за его вековыми деревьями. Афиши со словами «Канадский хоккей». Три москвича-финалиста — «Динамо», ЦДКА и «Спартак». И для зрителей, и для организаторов, и для судей — все внове. Мы, журналисты, мучительно ищем слова, фразы, эпитеты, определения для новой игры. Помню, как впервые родилось теперь уже привычное слово «проброс» шайбы. Скамью штрафников мы тогда пышно именовали «ложей для оштрафованных». Один мой коллега серьезно спрашивал: «А шайба у них стальная или чугунная?»

Да, всякое приключалось на заре советского хоккея с шайбой, который теперь уже никто в мире не рискнет назвать «канадским».

...Небольшая полуоткрытая трибуна тысяч на пять зрителей, На ледовом поле для русского хоккея (или, как мы теперь говорим, хоккея с мячом) бортиками отгорожена площадка для хоккея с шайбой. Из железных барьерчиков, обычно устанавливаемых у касс, сооружены две «ложи штрафников» со скамьями для провинившихся. У судей шахматные часы, для того чтобы засекать чистое время. Хоккеисты выступают в длинных шароварах, налокотниках, лыжных шапочках, а вратари (армеец Дмитрий Петров и спартаковец Валентин Гранаткин) в... кепках. Петров, например, привыкший ловить мячи в русском хоккее, вышел играть без вратарской клюшки. Но, поскольку это запрещалось правилами, Дмитрий привязывал к рукавице махонькую символическую клюшечку.

Да, все было непривычно; плоская каучуковая шайба, то и дело встававшая на ребро и не слушавшаяся игроков, длинные клюшки, которые мы тут же прозвали «зубочистками», поскольку они то и дело ломались. Играли почти без смен, темп был невысоким, а силовые приемы почти не применялись.

Так начинался наш новый хоккей. Хотя я помню и более раннее задание редакции: поехать на стадион РКимА (Рабочий клуб имени Астахова), что был на тогдашней Землянке, и дать отчет о встрече советских спортсменов с командой германского рабочего спортивного союза «Фихте», привезшей с собой те самые «зубочистки» и шайбы. Было это зимой тридцать второго года, и должен честно сознаться, что автор этих строк, тогда совсем еще зеленый репортер, ничего путного, кроме счета, написать о той непонятной игре не смог.

А декабрь 46-го, первый чемпионат страны — это уже серьезно... Ведь спустя каких-то восемь лет сборная СССР на Королевском Олимпийском стадионе Стокгольма преподнесла сенсацию всему хоккейному миру, став чемпионом планеты и разгромив непобедимых канадцев — клуб «Линдхурст моторс» 7 : 2.

Я был на том, первом, чемпионате и до сих пор помню, как канадцы — массивные, надменные, даже не приходили посмотреть на дерзких новичков из Москвы. Между тем наша команда, в которой блистал незабвенный Всеволод Бобров, укладывала на лопатки одного соперника за другим, сделав привал лишь в матче с хозяевами чемпионата — шведами 1:1.

Перед нашей игрой с канадцами в одной из шведских газет появилась карикатура, изображавшая могучего канадского игрока, склонившегося над маленьким медвежонком с буквами «СССР» на груди и назидательно что-то ему говорившего. Можете себе представить реакцию мировой спортивной прессы и зрителей на то, как «медвежонок» управился с непобедимыми и самоуверенными канадцами — теми, которые в свое время в небольшом городе Кингстон на берегу озера Онтарио и придумали эту быструю и динамичную спортивную игру.

Все это теперь история, и уже давно канадцы берут уроки у наших тренеров, переводят наши хоккейные учебники, изучают технику выдающихся советских мастеров, в частности лучшего вратаря мирового хоккея Владислава Третьяка.

Да, много льда растаяло на открытых и крытых аренах с того дня, как в январе 1954 года в уютном финском Тампере впервые в истории мирового хоккея в контрольном матче на уровне сборных выступили смелые и быстрые парни в алых свитерах с литерами «СССР» на груди. Сборная Советского Союза начала свой блистательный марш по стадионам мира с победы. С той поры с ней приключались лишь редкие осечки, менявшие золотые медали на «серебро» и «бронзу», что тем не менее вызывало у нас взрыв недовольства. Но, пожалуй, главное в том, что вторым местом прежде всего бывала недовольна сама команда, ее вожаки, ее тренеры-максималисты.

Вот, наверное, в этой постоянной программе-максимум, неуклонно выполняемой сборной СССР в яростном и бескомпромиссном мире хоккея, и надо искать «секрет русских побед», заинтересовавший весь хоккейный мир после оглушительного успеха в стокгольмском дебюте и последовавшей вскоре олимпийской виктории у подножия красноватых Доломитовых Альп в Кортина д’Ампеццо.

Уже в сборной первого созыва — неизменно подтянутый, спокойно-корректный, но четко видевший «кто есть кто» в коллективе, Аркадий Иванович Чернышов (тогда ему помогал Владимир Кузьмич Егоров) создал атмосферу взаимовыручки, уверенности в своих силах, равенства всех троек в моральном плане и их разницы в плане творческом.

Армейское звено Шувалова было совершенно не похоже на динамовскую тройку Кузина, а та в свою очередь разнилась от тройки Гурышева из «Крыльев Советов». А все вместе они были командой, монолитом.

Потом настал черед ухода со льда первых чемпионов. Тех, кого воспитал размашистый, стремительный русский хоккей. Помню московский чемпионат-57. Лужники. 50 тысяч людей в морозный вечер на Большой арене. Злосчастная ничья со шведами, стоившая нашим золотых медалей. Флегмона ноги, вырвавшая Боброва из рядов сборной.

Потом были победы канадцев на чемпионатах в Норвегии, Чехословакии, успех команды США в Скво-Вэлли, где наши и вовсе остались третьими. Все это было. И, как говорится, через тернии к звездам пришло новое поколение «бригады инженера Майорова».

Сначала — в шестьдесят первом в Швейцарии — и ей пришлось туго. Канадцы, встретив сопротивление со стороны (как они говорили) «русских хоккейных скаутов», всерьез предложили... драку. И получили достойный отпор, после чего на заключительном банкете сказали нашим ребятам: «А вы, парни, того — будете хорошо играть в этот кусочек каучука...»

...В Стокгольме в 1963 году взошла звезда «непобедимых». Тренерский тандем (к Чернышову тогда присоединился эмоциональный, вечно ищущий, порой субъективный до удивления, но неповторимый в своем тренерском деле А. В. Тарасов) уверенно повел наш хоккейный экспресс по дальнему победному маршруту десятилетия.

Хоккейный мир сначала удивлялся, а затем стал принимать как должное победы советской сборной. Ее игра притягивала на трибуны всех истинных ценителей самой быстрой и динамичной спортивной игры XX века. То поражал своим коронным финтом Анатолий Фирсов. То, сметая все на пути, рвался к неприятельским воротам Борис Михайлов. 202 шайбы на его счету. То, как неприступный ДОТ, вставал у наших ворот «Палыч» Рагулин — стокилограммовый богатырь, умевший держать в руках не только клюшку, но и смычок виолончели.

Этот удивительный защитник в мировом хоккее словно бы продолжал традиции «богатырской заставы», начатые двумя «Губовыми», как тогда писали западные коллеги о легендарной нынче паре из ЦСКА — Николае Сологубове и Иване Трегубове. Теперь — в восьмидесятых годах — традиции продолжает сильнейший в мире дуэт защитников Вячеслав Фетисов — Алексей Касатонов — такие же бесстрашные бойцы ледовых арен. И правильно на них в трудные минуты опирается нынешний наставник сборной В. В. Тихонов — человек долга и беспредельной преданности своему трудному делу.

В нашей сборной всегда были мастера на любой хоккейный вкус: хотите насладиться виртуозностью, неожиданностью тактического хода — пожалуйста! У нас был великий форвард Валерий Харламов, забросивший 185 шайб, выступая за сборную. До сих пор на поле — 35-летний динамовец Александр Мальцев, сыгравший за сборную 313 матчей и забивший в ее составе 208 голов.

А разве забудешь «Як-15» — Александра Якушева — остро неудержимого форварда «Спартака» с тонким профилем художника или поэта. В хоккее он и был поэтом, как и его предшественник в сборной Вениамин Александров, демонстрировавший поистине интеллектуальный хоккей. Теперь есть в сборной Сергей Макаров с его уральским характером — игрок поразительных возможностей. Нет, не скуден яркими талантами наш хоккей!

И конечно же, наш общий любимец — Третьяк — первый вратарь планеты, натура цельная, тонкая. В эти годы во время главных, ключевых игр на чемпионатах мира я не раз ловил себя на мысли: «А что было бы, если б не Владик...». Да, поистине великого вратаря в худощавом юнце рассмотрел в свое время другой наш замечательный голкипер Николай Пучков, включив в 1967 году в сборную команду юниоров 15-летнего Третьяка, бывшего тогда моложе своих товарищей по сборной аж на четыре года! Теперь у Владислава — 33 золотые медали чемпиона мира, Европы, СССР, Олимпийских игр. Цифре не нужны комментарии...

108 мастеров становились в разные годы чемпионами мира в составе сборной СССР. И почти каждый из них достоин отдельного разговора. Ибо все они личности в спорте. Патриоты своей страны. Люди, отдающие весь жар сердца родной сборной. Настоящие мужчины, которые любят хоккей. Игру, в которую, как известно, трус не сыграет.

Им в Кортине, по предложению Льва Кассиля, мы впервые прокричали теперь всем известное: «Мо-лод-цы!». Они и сегодня молодцы.

Юр. ВАНЬЯТ, спортивный обозреватель «Труда».

СССР-ЧССР

На снимках: Всеволод Бобров — прославленный капитан сборной команды СССР, впервые завоевавшей титул чемпионов мира; международная встреча сборных команд СССР и Чехословакии.

Фото М. БОТАШОВА

 
top