Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Сжимающаяся пружина Отправить на E-mail

(Журнал «Спортивные игры» №??/1974) 


Финальный матч чемпионата мира. Защитные линии сборной ФРГ во главе с Беккенбауэром (второй справа) сдерживают натиск голландских форвардов Неескенса (№ 13) и Де Йонга (№ 7).

С первого взгляда может показаться странным, что темой для своего выступления я выбрал оборону, в то время как главная забота нашего футбола — подъем результативности атак, улучшение игры в нападении. Но давайте заглянем подальше вперед. По-моему, не за горами новый этап в поступательном развитии игры, на котором заботы тренеров сконцентрируются на защите. Как показали матчи X чемпионата мира, лучшие команды уже научились штурмовать самые прочные редуты на пути к воротам. Опыт лидеров, несомненно, станет достоянием остальных. И вот тогда-то броне понадобятся новые качественные усовершенствования, чтобы не отстать безнадежно в извечном соревновании со снарядом.

Каковы тенденции в развитии оборонительной игры современного футбола? Какие средства и методы использовали на чемпионате мира сильнейшие сборные? За чем будущее? От верного ответа на эти вопросы, думаю, в немалой степени зависит правильность нашего курса.

Наибольшее впечатление на меня произвела подвижная, комбинированная оборона нынешних чемпионов мира — футболистов ФРГ. Сборные Голландии и Польши практиковали такую же, как чемпионы, систему защиты, но, пожалуй, чуть менее четко организованную. А вот прежде сильнейшие национальные команды Бразилии и Италии проповедовали чисто позиционную, зонную оборону и, как вы знаете, потерпели фиаско.

Прежние чемпионы мира футболисты Бразилии за последнее четырехлетие, купаясь в лучах славы, отстали в организации защиты от лучших европейских команд. И их старый позиционный метод обороны с расположением четырех защитников в одну линию выглядел в Мюнхене анахронизмом. Виртуозная техника и жесткость игры бразильских футболистов не смогли компенсировать отставание в тактике. В силу старых привычек игроки задней линии сборной Бразилии заботились в основном каждый о своей зоне. И когда соперник в единоборстве побеждал одного защитника, то другого не встречал вплоть до самых ворот — настолько слабо была организована подстраховка и взаимостраховка трехкратных чемпионов мира.

Вспомните хотя бы матч за 3-е место между командами Польши и Бразилии. Левый защитник Франсиско Мариньо постоянно подключался к атакам, умело создавал острые ситуации у ворот Томашевского, стремясь склонить чашу весов на сторону сборной Бразилии. Если рассматривать игру Франсиско изолированно, — он действовал верно, в духе современного футбола. Но партнеры своих обязанностей, налагаемых этим футболом, не выполняли. Никто не заполнял вакуума, возникавшего на левом фланге обороны, и в результате поляки именно на этом направлении успешно проводили контратаки. Отсюда Лято начал свой знаменитый рывок и завершил его победным голом.

Та же картина наблюдалась и в матче бразильцев с голландцами, где серебряные призеры мюнхенского чемпионата неоднократно проводили эффективные контратаки по правому флангу и добились победы над сборной Бразилии. Всем стало ясно, что зонной обороне «4 в линию» приходит конец. Будущее за подвижной и комбинированной обороной, в которой сочетаются методы персональной и зонной игры.

Современный принцип игры «все в атаке — все в обороне» нашел яркое и конкретное выражение в действиях футболистов сильнейших команд. Ни один игрок на поле не оставался безучастным свидетелем оборонительных усилий партнеров. Нападающие после потери мяча включались в борьбу за его возвращение, а те, что находились в отдалении, отступали назад и создавали переднюю линию обороны. Когда на них накатывалась первая волна чужой атаки, форварды вступали в единоборство, играли на перехвате, применяли подкаты, — в общем, действовали в манере квалифицированных защитников и при этом демонстрировали высокую технику. Даже центрфорвард сборной ФРГ, известный бомбардир Мюллер, и тот очень активно и умело боролся в своей зоне за потерянный мяч.

Говорят, лучшая оборона — атака. Применительно к форвардам это верно на все сто процентов. Когда «штатные» нападающие проявляли большую активность, то чужие защитники начинали их побаиваться, осторожничали и лишь с оглядкой участвовали в нападении.

Полузащитники сильнейших команд мира обычно выстраивали вторую линию обороны. Быстро отходя на свою половину поля, они вместе с форвардами располагались на дальних подступах к штрафной в шахматном порядке и прикрывали все зоны, так что соперникам трудно было добраться не то что до ворот, а даже до последней линии обороны, состоящей из четырех защитников.

Используя старую терминологию, я называю оборонительные редуты «линиями», хотя точнее было бы употребить слова «уступы», «зигзаги». Игроки каждого звена постоянно подстраховывали друг друга по всему фронту и потому редко располагались поперек поля в одну линию.

Во всех сильнейших командах мира очень мощно выглядит линия полузащиты. Быстрые, техничные, выносливые футболисты середины поля проявляют большую активность, как челноки снуют взад и вперед от своих до чужих ворот. Хавбеки умеют действовать и в обороне, и в наступлении — организовать атаку, подыграть партнерам, обстрелять ворота.

Осуществляя взаимостраховку, полузащитники сборной ФРГ Банхоф, Хеннес и Оверат нередко менялись местами по фронту, по ширине поля, и не было заметно, что кто-то из них действовал на непривычном, неудобном для себя месте.

Оверат, обычно играющий слева, часто оказывался в центре и отсюда ничуть не хуже руководил действиями партнеров, направляя их игру. В тройке хавбеков большую часть диспетчерских функций выполнял Оверат.

Хеннес, «прописанный» в центре, систематически перемещался направо, если его партнер по звену Банхоф подключался к атаке. В свою очередь, Банхоф занимал центральную зону, когда вперед уходил Хеннес. Иногда в игре сборной ФРГ осуществлялись и такие ходы, при которых Банхоф или Хеннес участвовали в атаке по левому краю. И все эти перемещения хавбеков — и по фронту, и в глубину поля — происходили на полных скоростях, полузащитники постоянно «открывались», предлагая себя партнерам для паса. От этого игра среднего звена команды была очень эффективной.

При подключении полузащитников к передней линии атаки их основные зоны действия не пустовали: крайние нападающие сборной ФРГ подстраховывали партнеров. Справа это делал Грабовски, а слева — Хельценбайн. Оказавшись на месте полузащитников, эти форварды полностью брали на себя их функции и играли в защите вплоть до своей штрафной. Действовали так умело, что их невозможно было отличить от защитников. В результате такой четкой системы взаимозаменяемости и универсального мастерства игроков в обороне чемпионов мира не было «провалов», а в атаке полузащитники не опасались за тыл и шли вперед до конца, временно выполняя функции форвардов.

Футболисты сильнейших команд мира в районе борьбы за мяч обычно защищались по персональному методу, а чем дальше от очага борьбы, тем больше переходили на рельсы зонного принципа — в этом и заключается суть комбинированного метода обороны.

Средства оборонительной игры были самые разнообразные. Мы видели и смелое единоборство за каждый мяч с использованием перехватов, и жесткую борьбу с соперником в момент приема им мяча, многочисленные подкаты — в тех случаях, когда защищающиеся не успевали вовремя сблизиться с атакующими. Такой сложный прием, как подкат, применяли футболисты всех амплуа, в том числе и лучший игрок чемпионата голландский форвард Круифф.

Особенно крепкой выглядела оборона сборной ФРГ. Капитан команды Франц Беккенбауэр был настоящим лидером. Своими действиями он направлял и организовывал усилия партнеров, цементировал защитные редуты. Удивительно искусно он в каждом игровом эпизоде находил ключевые позиции, стартуя с которых перехватывал большинство пасов в опасную зону и всегда успевал подстраховать обыгранного партнера.

Вокруг Беккенбауэра группировались способные помощники, тоже сильные, быстрые, техничные, умелые футболисты: Шварценбек в центре, Фогтс справа, Брайтнер слева. Они как бы подстраивались под своего лидера, а он указывал, где в данный момент должен быть центр обороны.

И сам Беккенбауэр, и все его партнеры по звену очень подвижны. Я не говорю уже о полузащитниках и нападающих: для их игры движение — первая необходимость.

Команда ФРГ обороняется — защитники у линии штрафной. Команда переходит в нападение — беки движутся вперед, к средней линии поля. Но при этом они вовсе не сохраняют «строй». То один, то другой выходит вперед, активно включается в атакующие действия, а партнеры принимают на себя заботу об охране его зоны. Защитник временно выполняет обязанности то хавбека, то форварда и умело действует на их месте.

Но вот атака прервана. И каждый игрок сборной ФРГ немедленно переходит к оборонительной игре на том месте, где застает его наступление соперников. Защитник действует в передней линии обороны, заменивший его хавбек — в задней, а оттянувшийся в глубь поля форвард — в средней линии. Таким образом, контратакующий противник никак не может застать врасплох сборную ФРГ: все ее оборонительные линии оказываются всегда полностью укомплектованными, как бы быстро ни развертывалось ответное наступление.

Такое построение и такая организация обороны, естественно, требуют четко разработанной и налаженной, отрепетированной системы взаимостраховки и взаимозаменяемости игроков, а также их универсальности. Эти требования не лимитируют футболистов ФРГ, поскольку все они высокотехничны и всесторонне подготовлены тактически, умеют квалифицированно сыграть и в атаке, и в обороне. Фундаментальная атлетическая готовность служит им той базой, на которой строится мобильная, подвижная игра в современном плане.

Передвижения обороняющихся в команде чемпионов мира происходят не только вдоль поля, вместе с отливами и приливами атак. Взаимозаменяемость и взаимостраховка игроков осуществляются и в поперечном направлении, по всей ширине площадки. Заметны постоянные связи взаимно страхующих друг друга защитников: Беккенбауэр — Шварценбек, Беккенбауэр — Брайтнер, Шварценбек — Фогтс.

а

Предположим, атака соперников развивается на краю, охраняемом правым защитником Фогтсом. Все игроки линий защиты и полузащиты готовятся в случае надобности прийти на помощь правому беку. Сам Фогтс смело вступает в единоборство с соперником, зная, что при неудаче получит действенную помощь от партнеров. Правый хавбек Банхоф и правый передний центральный защитник Шварценбек, играя персонально со своими подопечными, в то же время сдвигаются ближе к правому краю, обеспечивая взаимостраховку. Расположившийся уступом по отношению к Шварценбеку Беккенбауэр готовится встретить соперника, если тот с мячом прорвется по краю. Левый защитник Брайтнер смещается ближе к центру, беря под присмотр зону перед воротами. А левый хавбек Оверат отходит ближе к другому краю, чтобы подстраховать зону Брайтнера и не дать соперникам провести внезапную контратаку по другому флангу (схема 1).

А теперь возьмем другой вариант — атаку соперников по центру. Как игроки сборной ФРГ держат оборону?

а

Один из центральных защитников — тот, кто ближе к сопернику с мячом, — выдвигается вперед, а другой отходит немного назад. Пара Беккенбауэр — Шварценбек хорошо сыгранна, всегда действует четко и, осуществляя взаимостраховку, постоянно играет уступом. Так что если соперник обыграет одного, то непременно встретит на пути другого центрального защитника. Партнеры по звену тоже не остаются безучастными: они сдвигаются к центру, укрепляя охрану самого опасного участка (схема 2). Крайние защитники словно бы приглашают соперников на свой фланг — переводите, мол, атаку туда, на свободное место. И когда атакующие, встретившие мощный заслон по центру, посылают мяч на край, беки успевают вернуться в свою зону и там погасить активность нападающих.

Изменяется направление атаки противника — тут же перестраиваются ряды обороны. Каждый игрок знает свой маневр. И на пути соперников всегда оказываются организованные ряды защитников.

Взгляните еще раз на две первые схемы. Видите, оборонительные маневры происходят на подступах к штрафной площадке. Так было в подавляющем большинстве эпизодов. Это не случайность. Футболисты сборной ФРГ стремятся оставить штрафную свободной для игры вратаря. Майер прекрасно играет на выходах и как бы контролирует 16-метровую полосу перед воротами. Полевые игроки заботятся о том, чтобы ненароком не помешать своему голкиперу. Ведь если отступить в штрафную, то здесь создастся толкучка, а в ней возможны всякие случайности.

Чемпионы мира оборонялись осмотрительно, разумно, не шли на риск. Возможно, это отчасти объясняется игрой на своем поле в условиях, когда все предсказывали им победу в турнире и все ждали от них только победы. Неуспех им бы не простили. Но, как бы то ни было, разумная оборона дала наилучшие результаты. В чем же она выражалась?

При обострении ситуации на своей половине поля игроки сборной ФРГ не бросались без оглядки на соперника. Наоборот, они оттягивали решающий миг, отступали, медлили, — в общем, выигрывали время для перестройки защитных порядков на пути к воротам. Создавалось впечатление, что задние игроки коллективными усилиями блокировали опасную зону, не давая разрастись чужой атаке.

а

Если, к примеру, был обыгран соперником центральный полузащитник Хеннес, то на прорвавшегося игрока устремлялся правый хавбек Банхоф, а Хеннес, в свою очередь, спешил направо занять место партнера. В это время подстраховывающие футболисты стягивались к опасной зоне и медленно пятились назад. Оба центральных защитника, оба крайних и левый хавбек — все перекрывали пути острым передачам другим атакующим и в то же время блокировали центральную часть поля (схема 3). И только когда обыгранный полузащитник занимал место партнера и ряды обороняющихся полностью укреплялись, наступало время решительных действий. Тогда следовала атака на игрока с мячом.

И опять-таки футболисты ФРГ не боялись передачи на край, так как их быстрые защитники успевали переместиться туда и остановить атакующего.

Защитники сборной ФРГ регулярно участвовали в атаках своей команды. То один, то другой бек неожиданно для соперников устремлялся вперед и порою доходил до самой штрафной, а то и врывался в нее. Так действовали и крайние, и центральные защитники. А их место в своих защитных порядках занимали либо полузащитники, либо, случалось, даже крайние нападающие. Пошел вперед, скажем, Брайтнер, его зону берет под присмотр левый хавбек Оверат, умеющий прекрасно действовать в защите, а то и крайний форвард Хальценбайн, тоже не чурающийся оборонительной игры. Остальные защитники немецкой команды сдвигаются немного левее, чтобы не допустить опасной контратаки по краю Брайтнера.

Активны были в подыгрыше партнерам передних линий и центральные защитники Беккенбауэр и Шварценбек. Когда один из них подключался к атаке, в оборонительных порядках происходила перестройка. Минует, скажем, Беккенбауэр Хеннеса, и тот уже не движется вперед, а остается присматривать за зоной центрального защитника. В эти моменты крайние защитники действовали осторожно, не покидали своих мест и заботились о подстраховке Беккенбауэра.

При атаках сборной ФРГ вся ее линия обороны подтягивалась к середине поля. Задние игроки поддерживали усилия наступающих впереди, подыгрывали им. Привычные связи между футболистами по глубине поля не нарушались. Команда оставалась целостным, монолитным коллективом.

Когда сверху, с трибун стадиона, смотришь на немецкую команду, то она создает впечатление работающей пружины. Обороняясь — сжимается, атакуя — разжимается и одновременно расширяется. Нет ни одного футболиста, который оставался бы на месте (не считая вратаря), — все участвуют в едином движении команды. Такое же впечатление производила игра сборных Голландии и Польши.

Игры чемпионата мира, особенно в его завершающей стадии, проходили в высоком темпе. Но даже и в этих сложных условиях футболисты команды— хозяина турнира обеспечивали четкую подстраховку друг друга и взаимозаменяемость. То есть действовали в полном соответствии с требованиями «тотального» футбола.

В команде новых чемпионов мира царила высокая игровая дисциплина. Все индивидуальные действия футболистов подчинялись коллективным интересам. Не зря сборная ФРГ представлялась сплоченной и монолитной командой. Это особенно было заметно в финальном матче, когда немцы попали в неблагоприятную ситуацию, пропустив гол в свои ворота уже на 2-й минуте. И все же они не нарушили рисунка своей игры. Продолжали бороться, и на 28-й минуте сравняли счет, а на 43-й — вышли вперед 2:1.

В дальнейшем футболисты ФРГ продемонстрировали редкие хладнокровие и упорство, большую опытность и психическую устойчивость и умело оборонялись весь второй тайм от атак голландской сборной. А голландцы — большие мастера атак. Беккенбауэр, как капитан на мостике попавшего в бурю корабля, искусно руководил партнерами, и они выдержали тяжелое испытание мастерства и воли.

По тем же меркам современного футбола строили свою игру в обороне две другие сильнейшие сборные — Голландии и Польши. Для них характерны та же высокая физическая подготовленность игроков, то же беспрестанное движение по полю одновременно всех футболистов с их взаимозаменяемостью и взаимостраховкой. И, наконец, такое же, как у чемпионов мира, высокое и разностороннее техническое оснащение футболистов.

Невооруженным глазом невозможно было отличить, форвард или защитник, скажем, обводит соперника и бьет по воротам или отбирает мяч в подкате. Все «работали» с мячом быстро, экономно и точно. Все пользовались и короткими, и средними, и длинными передачами, посылали партнерам и резаные, и крученые пасы, нередко делая это в одно касание. Чем дальше было расстояние, тем сильнее летел мяч. А когда его останавливали, он послушно ложился к ногам игрока. Много было передач мяча и на свободное место, и тогда футболисты принимали его на бегу и первым же касанием подправляли так, чтобы удобно было выполнить следующее действие, будь то обводка, передача или удар по воротам. Без такого совершенного технического багажа игра в современный футбол, конечно же, немыслима.

Николай ГУЛЯЕВ,
заслуженный тренер СССР

« Предыдущая   Следующая »
 
top