Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

В ожидании открытий Отправить на E-mail

(Газета "Комсомольская правда" 13.07.1986)

 

Уже не раз в прессе поднимался вопрос о том, что мало, очень мало у нас проводится всевозможных эстрадных конкурсов, фестивалей, где бы в полную меру проявлялись таланты в разных музыкальных жанрах. Как следствие, одни и те же исполнители из года в год кочуют по голубым экранам и грампластинкам.

И вот, кажется, лед тронулся. Представительный фестиваль джазовой музыки в Тбилиси, первый всесоюзный конкурс молодых исполнителей советской эстрадной песни в Юрмале, традиционный фестиваль молодежной музыки в Тарту...

Не сомневаемся, что в этом годовом музыкальном марафоне достойное место займет и гораздо более скромный фестиваль «Рок-панорама 86», организаторами которого стали Гагаринский райком комсомола столицы и газета «Московский комсомолец». Займет по причине того, что это, пожалуй, по-настоящему первая попытка собрать на одной сцене столичных профессиональных и самодеятельных исполнителей, кто во многом «делает погоду» на нашей сегодняшней молодежной эстраде.

Каковы же предварительные итоги?

Несомненный шаг вперед сделан во всем, что касается визуальной стороны выступлений. Музыканты почувствовали вкус к сценическому движению, актерствованию. Световые и сценографические решения также стали все чаще выходить за рамки шаблона. У некоторых групп («Диалог», «Зодчие») зрелищная сторона концерта точно продумана и отрепетирована, другие полагаются скорее на сценическую импровизацию и обаяние солистов. В ряде случаев («Браво», «Круиз») это удается, но иногда и нет («Дубль-1», «Рондо»). Если раньше ансамбли часто критиковали за статичность и непластичность, то сейчас можно говорить о засилье стереотипных поз: мостики, шпагаты, роботоподобные конвульсии. На фоне этих навязчивых шоу старомодно-скромная манера «Машины времени» и группы Алексея Романова выглядели неожиданно симпатично и даже свежо.

Качество музыки в отличие от исполнительского мастерства вызывает меньше энтузиазма. Здесь движения вперед практически не наблюдается: программы большинства групп представляли собой в музыкальном отношении хорошо известные и легко предсказуемые клише. Не стоит предъявлять претензии к А.Градскому, «Машине времени» «Диалогу» — известным артистам со своим сложившимся, достаточно оригинальным стилем. Печально то, что новые, молодые ансамбли не ищут иных путей, а идут по проторенным 5 — 6 лет назад дорожкам. Блекло, вторично, старомодно прозвучала музыка исполнительски сильных групп «ЭВМ», «СВ», «Час пик», «Зодчие», «Дубль-1». Некоторые группы («Здравствуй, песня», «Рондо») пытаются работать в более актуальной стилистике — однако слишком многие композиции и аранжировки не вполне самостоятельны, зарубежные прототипы угадываются без труда...

Весьма отрадное явление — стабильно высокий исполнительский уровень музыкантов. Даже у групп относительно неброских в инструментальном отношении не было фальши, несыгранности и прочих проявлений «музыкально-технического брака». Фестиваль открыл для широкой публики нескольких интересных и перспективных молодых исполнителей — вокалистку Жанну Агузарову, ударника Сергея Ефимова, гитариста Дмитрия Четвергова. Вообще приятно, что свободное и виртуозное владение техникой стало уже нормой для многих ансамблей (и не только профессиональных).

И все же хотелось напомнить одну банальную истину — в музыке этого стиля высокая исполнительская техника, как и повышенная громкость, не самоцель, а приложение к мысли, идее, авторской концепции. Будем надеяться, что подобные фестивали дадут толчок к новым творческим поискам и находкам именно в этой области. По существу, такие фестивали — это своего рода творческая лаборатория, генератор новых идей для всего эстрадного жанра. С каким восторгом и зрители, и музыканты встретили выступление Сергея Сарычева. Он исполнял простые, динамичные и мелодически своеобразные песни, стилистически чистые по звучанию, но интонационно близкие к напевной русской традиции. Ансамбль «Браво» порадовал яркой эмоциональной программой, сочетающей элементы танцевальной музыки пятидесятых годов и современных стилей.

И еще. Совсем недавно традиционные ВИА подвергались справедливой критике со стороны музыкантов, исповедовавших содержательность, проблемность текстов песен. Похоже, что некоторые «критики» сегодня пришли примерно к тому же. Их тексты немудрены, с легкими потугами то на юмор, то на философичность. Возникает ощущение, что большинству музыкантов просто-напросто нечего сказать, и они готовы петь, что угодно. Мощная музыка, яркие вокалисты и — рифмованный лепет. Странно это. Наша страна переживает один из интереснейших периодов. Обстановка в мире накалена до предела. Требования момента — активность, динамизм, перестройка мышления. Все это будто и не вызывает у музыкантов интереса, не находит отклика. Злободневность видится ими в том, чтобы спеть про видео или персональный компьютер...

Да, некоторые филармонические ансамбли вступают в пору кризиса. Видимо, руководству, худсоветам филармоний и концертных организаций стоило бы более творчески под ходить к проблемам репертуара своих подопечных. Не секрет ведь, что эксперимент, новаторский поиск музыкантов пока не очень-то поощряются и во главу угла подчас ставятся чисто коммерческие потенции ансамблей. Это и приводит к их нивелировке. Пора всерьез и неформально подумать не только о заполняемости залов, но и о том, чтобы придать профессиональным коллективам такие качества, как содержательность и новаторство. В этом нуждается не только молодежная эстрада, но и сама молодежь.

Общая картина «Панорамы 86» такова: сегодня мы с уверенностью можем говорить что наша популярная музыка полностью овладела тем арсеналом музыкальных средств, который употребляется в мире. Главная задача теперь—что сказать, как ярче, полнее использовать это. Причем без отрыва от реальности, от окружающей нас действительности, от живых интересов слушателей. Вот почему музыкантам, комсомольским работникам, нам, слушателям, необходимы встречи, контакты. Необходимы для того, чтобы все ненужное, поверхностное, утрированное, спекулятивное, лживо ушло с кассет, эстрадных подмостков.

Ю. ФИЛИНОВ, Н. ВИККЕРС.

 

« Предыдущая   Следующая »
 
top