Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Синкопы на Оби, или Почему в Новосибирске любят джаз Отправить на E-mail

(Газета "Собеседник" №37/1985)

 И сейчас порой приходится читать в статьях, дискуссиях, письмах читателей, что джаз, мол, малоинтересен молодежи, не угнаться ему за рок-музыкой, не сдюжить против мощи синтезаторов. Так ли это? А неизменный успех ансамбля «Арсенал», огромная зрительская аудитория фильма «Мы из джаза»? И еще об одном «за» расскажем вам — о почти двадцатилетней истории увлечения молодых новосибирцев джазом.

У новосибирского джаза нет своего историка. Никто не ведет его летопись, по десяткам домашних архивов разбросаны документы и магнитофонные записи, афиши, билеты, фотографии, газетные публикации. Где-то там, на рубеже пятидесятых и шестидесятых, проглядываются истоки пьесы «Цветущий май» Полонского и музыка из «Серенады Солнечной долины», первые саксофоны, появившиеся в комиссионках, первые рок-н-роллы, записанные на гибких дисках из рентгеновской пленки, первые самодеятельные ансамбли, возникшие в дни подготовки к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Еще учился в институте Владимир Виттих, будущий кандидат наук и будущий лидер группы камерного джаза из Академгородка,— ансамбль этот впервые представил джаз из Сибири на Таллинском фестивале в 1967 году. Еще поражал учителей своими пятерками Саша Мездриков, будущий президент дюжины городских джазовых клубов и объединений. Но уже продал свою бесценную коллекцию колониальных  марок и на вырученные деньги купил подержанные барабаны девятиклассник Сергей Беличенко, нынешний лидер новосибирского джаза. Владимир Носов, Сергей Муравьев, Игорь Широков, Петр Панов, Виктор Бударин — бывшие школьники, студенты, рабочие давно стали учеными, инженерами, профессиональными музыкантами. А тогда энтузиазм начинающих джазменов искал выхода, идея, как говорится в таких случаях, носилась в воздухе, и неудивительно, что горком комсомола и управление культуры решили начать подготовку к первому в истории Новосибирска фестивалю джаза. С тех пор такие праздники стали традиционными, и неизменно в числе главных их организаторов — комсомол.

Когда вы только входите в этот синкопирующий, ни на что другое не похожий мир, вдруг открываете для себя: эту музыку нельзя слушать с закрытыми глазами. Ее не почувствуешь, пока не увидишь, как она рождается. Уже потом, покоренные выразительной пантомимой, которая разыгрывается на сцене, можете покупать стереомагнитофон или проигрыватель и начинать собирать коллекцию джазовых записей. Но сначала это надо увидеть. Есть неожиданная на первый взгляд, но вполне объяснимая закономерность восприятия джаза, и первыми ее заметили сами музыканты. Чем меньше подкован слушатель, тем сильнее действует на него импровизация, тем быстрее вовлекается он в действие, происходящее перед ним, потому что исполнение джаза — это всегда спектакль. Стереотипная реакция на новую музыку еще не выработана, как очарованный странник, входит новичок в мир непривычных звуков, необычных ритмов — и покоряется им... Аудитория любителей джаза в Новосибирске огромна, и, как и двадцать лет назад, благожелательно воспринимает новаторские, порой спорные откровения музыкантов. Может, город тому виной, молодой, бурно растущий, сконцентрировавший в себе мощный интеллектуальный потенциал? Творческое джазовое объединение (ТДО) при Новосибирском горкоме ВЛКСМ создано четыре года назад. Пропагандой современного советского джаза занимается с присущим сибирякам размахом, не копируя опыт других джазовых клубов. Лет пятнадцать назад в Новосибирске было много молодежных кафе, и каждое — со своей программой деятельности. Купив входной билет за семьдесят копеек, вы могли встретиться с начинающими поэтами, узнать о новых направлениях моды, послушать музыку Шопена при свечах. Джаз в таких кафе звучал часто, даже заезжие знаменитости с удовольствием заглядывали на «огонек» и играли что-нибудь сверх программы — для знатоков и ценителей. Но эстетическая деятельность этих клубов по интересам вступила в противоречие с планами продажи горячительных напитков — ведь «посадочные места» особой прибыли не давали. В затяжной войне выручки и просветительства победа осталась за рублем.

Кафе исчезали, но вакуум заполнили дискотеки: входная цена три — пять рублей, вместо Шопена и джаза — слайд-проекторы, завозные шлягеры и танцы. Многие исполнители джаза перебрались в те годы в Москву, Сочи, на Украину, некоторые стали работать в ресторанных оркестрах. Инициативу джазового возрождения взял на себя Советский райком ВЛКСМ в Академгородке, при котором и было создано ТДО. Помню первое собрание учредителей объединения в одной из комнат Дома ученых, распределение обязанностей: Евгений Черепанов — президент, Светлана Кетчик — финансовый директор, Валерий Идельсон — техническое обеспечение концертов...

Парадокс состоял в том, что никто не обладал реальными возможностями для того, скажем, чтобы найти помещение для репетиций, аппаратуру, зал для концерта. Но райком ввел ТДО в совет клубов по интересам, объединение стало частью организации, имевшей авторитет, приобрело права гражданства. Размах лекционной и концертной деятельности со временем вышел за границы сибирского научного центра, и теперь уже несколько лет направляет ее горком комсомола.

В Новосибирске организованы выступления известных джазовых музыкантов, прошло два фестиваля, горожане познакомились с молодыми исполнителями из Красноярска, Томска, Кемерова, Иркутска. Новосибирцы дали концерты для строителей Саяно-Шушенской ГЭС. По инициативе ТДО организованы концерты молодых джазовых музыкантов, студентов музыкальных училищ Сибири. И, наконец, в прошлом году создана экспериментальная джазовая лаборатория. Для чего?

 — В джазе так важны встречи единомышленников, но один музыкант, скажем, живет в Новосибирске, а другой в Ленинграде. С помощью нашего ТДО создаются небольшие временные ансамбли, в которых экспериментальные идеи как раз и проходят проверку,— рассказывает нынешний президент ТДО Сергей Беличенко.— Результаты таких экспериментов выносим на суд публики. Мы уже провели творческие встречи с гитаристом Алексеем Кузнецовым, певицей Ларисой Долиной, пианистом Сергеем Курёхиным. А теперь готовимся к юбилейным концертам — скоро ТДО отметит десятилетие.

Как и двадцать лет назад, инициативы джазового объединения находят поддержку в горкоме комсомола. Только сегодня уровень этого «вмешательства» более высокий и квалифицированный. Несколько лет назад услышал я игру Владимира Толкачева. ТДО «переманило» его из Свердловска. Музыкант искал свою музыку, свой голос — и нашел единомышленников в Новосибирске.

— Джаз, как и музыку вообще, ценю за возможность подойти к границам необычайного,— это разговор с Толкачевым в антракте,— а импровизация — это один из способов самовыражения...

— Думаешь, все в зале тебя понимают?

— Не обязательно, чтобы тебя понимал каждый. Правда, непонимание часто рождается от незнания. Если ты не постиг лексику  современного джаза, многое пройдет мимо тебя. Как в литературе: не зная азбуки, разве поймешь прелесть Тургенева?

Он ушел на сцену, был последний звонок. Волна звуков обрушилась на зал — полиритмия ударных, угрюмый речитатив контрабаса, вскрики саксофона. Толкачев словно погонял себя: вперед, через тернии.

Вот, наконец, вершина, последние звуки саксофона в верхнем регистре, тишина зала, длинная эта пауза, во время которой мы опускаемся на землю. Толкачев вытирает платком пот с лица, неумело кланяется, весь еще там, в музыке, внутри ее... Критики назвали его «музыкантом, заслуживающим более широкого признания», и это признание пришло на целом ряде фестивалей. А кто другие?

Ведет курс в музыкальном училище, совмещая работу с концертной деятельностью, мастер традиционного джазо вого фортепиано Игорь Дмитриев. Однажды в Новосибирске гастролировал «Ансамбль рэгтайма» во главе с Гюнтером Шуллером, президентом консерватории Новой Англии, что в США, всемирно известным теоретиком и практиком джаза. У американцев заболел пианист, концерты во Дворце спорта срывались — положение спас Дмитриев. Он уверенно вошел в ансамбль, будто всю жизнь только и делал, что играл рэгтаймы, и после концертов Шуллер заявил журналистам, что Дмитриев — оригинальный музыкант, тонко чувствующий специфику инструмента, и что такой исполнитель украсит любой первоклассный коллектив. На концертах ТДО часто выступает Игорь Уваров — сегодня, без сомнения, самый интересный виброфонист.

Поклонники классического джаза любят слушать оркестр Виктора Бударина, тромбониста и прекрасного аранжировщика. Как хорошо отлаженная машина, движется оркестр Бударина, перекатывается от синкопы к синкопе, завораживает своим свингом, и только иногда пассажиры-солисты перебрасываются восторженными репликами. Музыка Дмитриева, Уварова и Бударина достойна, по меньшей мере, записи на пластинку, и писать об этом приходится с сожалением, потому что фирма «Мелодия» не очень-то жалует джазовых исполнителей, живущих к востоку от Урала...

В щедрой на краски картине новосибирского джаза восьмидесятых много привлекательного и своеобразного. Музыка, которой служат бескорыстно. Умный и эксцентричный, иногда небрежный, но всегда искренний, джаз прописался в нашем городе, видимо, навсегда.

Валерий Котельников.
Новосибирск.

« Предыдущая   Следующая »
 
top