Полемические заметки о песенных текстах
(Газета "Собеседник" №34/1985)
НТР не обошла и песни. До начала двадцатого века песня распространялась по закону естественного отбора, выживало лишь лучшее, плохая песня умирала после первого исполнения, ее не подхватывали, не переписывали, не пели. Современная техника в корне изменила положение. Любая песня, проникшая на радио и телевидение, получает многомиллионную аудиторию.
Песенный текст требует, чтобы за ясными, точными словами стояла глубина смысла, живое душевное движение, а это под силу лишь талантливым. Поэт в песне лишен многих привычных средств: он не может прибегнуть к усложненной метафоризации, композиционным и структурным изыскам. Требуется особая звукопись, не все можно спеть. Песня, если воспользоваться выражением Пастернака, строится по законам «неслыханной простоты», и это без всякого снижения эмоционального накала, силы и глубины воздействия. Большинство авторов, с успехом выпускающих поэтические книги, не пишут песенных текстов, чувствуя сложность и сопротивление жанра. Композиторы вылавливают из книжного потока то, что может стать песней, но лишь изредка, ибо написание песни с самого начала выставляет целый ряд требований. Попытки создать песни на стихи Блока не привели к успеху, а поэт гениальный. У Есенина удалось распеть шесть-семь стихотворений... У многих — ни одного.
Не очень-то балуют вниманием песню современные поэты. И появляется на свет пресловутая «рыба». Что это такое? А вот что: автор музыки, желая сделать из нее песню, заполняет музыкальную структуру первыми попавшимися словами. Ну, например, так:
Помню, было, помню, было то,
Что сейчас и вспомнить не могу...
Поэт-песенник берет это за основу и вносит в нее уже осмысленный текст: Знаю, милый, знаю, что с тобой. Потерял себя ты, потерял порочного. Если текстовик талантлив, хорошо знаком с музыкой, чувствует уже заложенный в ней эмоциональный посыл, песня может получиться. Но вот в чем сложность: музыка куда более раскованна, чем язык. Не каждую музыкальную фигуру можно заполнить полноценным текстом, неизбежны повторы отдельных фраз, слов и даже слогов. Такая работа требует виртуозного владения словом, стихом, звукописью... И тут выясняется, что лучшие авторы на «рыбу» почти не пишут, а вот поденщики от литературы берутся за любую работу:
Взять бы звуки твоих речей,
Посливать их в журчащий ручей,
Чтобы пил из него соловей
И плескались комки снегирей.
Взять бы губы твои в свои,
Отхлебнуть бы глоточек весны
С океана твоей любви
И забыться в рассветной тиши.
(«Цветок любви». Музыка В. Цакадзе, текст П. Пнелинцева и В. Гина).
Чего стоят эти «комки», «глоточки весны» и, когда сказать уже совсем нечего,— неистребимая «рассветная тишь»?! И это в репертуаре и на пластинке известнейшего ансамбля «Сябры». Песенный текст как жанр поэзии должен быть состоятелен сам по себе, обладать Способностью к существованию в отрыве от музыки. Вспомните случаи, когда высокий поэтический профессионализм соединялся с композиторским. Например, песни Таривердиева на стихи М. Цветаевой «Мне нравится», «У зеркала», Б. Ахмадулиной «По улице». Е. Евтушенко «Со мною вот что происходит», М.Киршона «Я спросил у ясеня». Песни, сразу ставшие популярными, записанные на пластинки, поющиеся профессионалами и любителями, песни надолго. И это из одного телевизионного фильма! В чем секрет? Музыка, исполнение... Да. Но главное, все стихи — явление в поэзии, ни Цветаева, ни Евтушенко не предполагали, что их будет «вывозить» композитор. А Таривердиев создал полноценный музыкальный вариант, созвучный самым глубинным смысловым и эмоциональным пластам стихов.
Отношение к песенному тексту как к чему-то облегченному, упрощенному приводит к обидным неудачам. Поэт В. Костров недавно выступил в роли автора текста шуточной песни, которая неоднократно транслировалась по Центральному телевидению. Песня написана в форме диалога между юношей и девушкой, не соглашающейся пойти гулять по причине того, что:
Комары и муравьи — Злые недруги мои.
Юноша, как настоящий рыцарь, «обещает до утра охранять от комара», после чего следует дуэтное «надо по-по-по-по-по-по-по-думать». Припев просто уникален и состоит из одного слова, повторяющегося чуть ли не тридцать раз: «думай, думай, думай, думай»(!) и т. д. Действительно, надо подумать. Без повторов в песне не обойтись, но отчего их так много? Песни народов мира отличаются друг от друга по причине нерасторжимой связи музыки и языка. В одном языке слова длиннее, в другом короче, здесь ударение закреплено, а там свободно, различны стилистические приемы. И если музыкальная основа заимствована (а это не вызывает сомнения, песня создавалась под сильным влиянием итальянской эстрады), свой язык подвергается ломке.
Любовной теме особенно не везет в песне. Чуть ли не каждая вторая песня пишется о любви, а вот самой любви в песнях почти не найти. Создается нечто размытое, поверхностное. В основном ли нет — дождь, осень. Сама любовь остается где-то в стороне:
А дождь осенний, а дождь
весенний,
Словно соткан из твоих
сомнений.
Может, снова скажешь нет,
а может, да.
А мне ночами наше лето
снится,
Значит, может так еще
случиться.
Что любовь к нам возвратится
навсегда.
(«Дождь». Музыка И. Гранова, текст О. Гаджикасимова).
Сомнительная логика: раз снится, значит, может случиться что возвратится. О чувстве не сказано ничего.
Порой в песне не сыщешь самого элементарного здравого смысла:
Нет, не забывается, что не сбывается.
И не позабудется, потому что сбудется.
(«Не забывается, что не сбывается». Музыка Б. Ривчуна, текст в. Семернина).
И это выносится в припев, призванный быть ключом к содержанию всей песни. Иногда авторам надоедает грустить, их охватывает беспричинная радость, точнее, подделка под нее:
Cлова оставим на потом,
Сказать успеем их позже,
Веть целоваться под зонтом
Совсем незаметно мы сможем.
Стоим обнявшись я и ты,
Среди до нитки промокших.
Друзья, да здравствуют зонты
И дождь — всех влюбленных помощник.
(«Желтый зонтик». Музыка Г. Гаспаряна, слова Н. Олева).
Зонт для поцелуев, видимо, особый, обыкновенным не очень-то закроешься, если стоишь среди до нитки промокших.
Я не старался выбрать худшие примеры. Все приведенное, к сожалению, повторяемо, типично.
У песни есть и третий автор — исполнитель. Он вправе, как поэт и композитор, не допустить появления на свет плохой песни, другими словами, отказаться от исполнения. Такие случаи, однако, редкость. Песенный репертуар многих исполнителей не выдерживает критики с художественной точки зрения, не отвечает запросам и духу времени. Песня — дело серьезное, в ней нет места кустарям. Каждый раз, прежде чем отдать песню миллионам слушателей, остановите музыку! Остановите хотя бы на минуту. Прислушайтесь и задумайтесь над тем, чем заполнено музыкальное время, что несет текст.
Алексей Лысенко.
|