Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Мелодия для четверых Отправить на E-mail

(Газета "Собеседник" №34/1984)

Недавно услышал магнитофонную запись инструментального квартета «Квадро», и меня поразила его музыка. Расскажите, пожалуйста, об этом ансамбле.
А. Гарнушкин, Красноярск.

Нынешним летом «Квадро» выступал в Москве в концертах, посвященных XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов.

После одного из них — во Дворце спорта «Динамо» — наш корреспондент встретился с участниками ансамбля.

КвадроИмена троих музыкантов из «Квадро» — Вячеслава Горского (руководитель, клавишные), Анатолия Куликова (бас-гитара) и Виктора Зинчука (соло-гитара) давно и хорошо знакомы любителям джазовой музыки. Несколько лет они работали в составе «Арсенала». Два года назад почувствовали в себе силы и желание создать свой ансамбль. А через месяц после рождения «Квадро» пригласили в Ростовскую филармонию. Чуть позже в ансамбль пришел его четвертый участник — барабанщик Евгений Рябой. И вот первый концерт — сцена ростовского Дворца спорта, март прошлого года. Была, вспоминают сейчас ребята, какая-то неуверенность. Казалось, что музыка, которую они играют, легко может быть воспринята только подготовленными слушателями. А тот, кто привык к ритмам диско, кто приходит на концерт развлечься, не представляет, что такое хорошая импровизация, и не больно-то откликается на музыку, которая заставляет думать.

Об этом думали музыканты «Квадро» — и волновались. Зал принял их тепло, после концерта подходили зрители, заинтересованно расспрашивали о стиле, в котором играет ансамбль.

Музыкальные критики определяют этот стиль словом «фьюжн», что в переводе с английского значит «сплав». Произведения, исполняемые «Квадро»,— это сплав джаза, рока и классики в самых различных формах соединения. Горский показал мне программу концертов ансамбля, и я увидела, что она тоже похожа на «сплав»: композиции на музыку Андрея Эшпая, Игоря Якушенко и — «Чардаш» Монти, «Чарльстон» Рейнхарда. «Не опоздай» — обработка народной шотландской песни и лирические «Пейзаж» В. Горского, «В молчании» А. Куликова.

Все четверо исполнителей — профессиональные музыканты. Слушая их музыку, поражаешься полифонизму звучания камерного по сути ансамбля. Возникает ощущение, что звучит один инструмент, создавая при этом многомерное музыкальное пространство.

— Как сумели «сыграться», Слава?

— Попробую объяснить. Как руководитель я стремлюсь не подавлять своих ребят, а, наоборот, давать возможность наиболее полно раскрыться. Независимо от авторства композиции каждый может вносить свои коррективы, дописывать что-то. В результате музыка становится «общей», отсюда — слияние и единство. С закрытыми глазами, на расстоянии мы чувствуем друг друга. И даже так называемые «свободные куски» — импровизации — играем будто по нотам.

Весной 1983 года «Квадро», только придя в музыкальный мир, не имея еще ни имени, ни рекламы, одержал свою первую значительную победу — в Баку ансамбль получил два главных приза на фестивале памяти известного азербайджанского джазиста Вагифа Мустафы-заде. Вскоре коллектив становится лауреатом джазового фестиваля в Ленинграде, Ленинградское телевидение снимает о нем фильм. А недавно фирма «Мелодия» записала первую пластинку «Квадро».

— Нет, мы не обольщаемся на свой счет, — Вячеслав задумчив, рассудителен,— стараемся к творчеству своему относиться как можно строже, постоянно совершенствоваться. Сейчас готовим новую программу. Перед нами довольно сложные задачи, согласитесь,— играть два отделения без вокала. И — «не отпу стить» слушателя, заставить его сопереживать. Для этого каждый участник ансамбля, конечно, должен виртуозно владеть своим инструментом. Но не только. Обычно музыканты бывают узкими специалистами в своем стиле. Мы же хотим добиться того, чтобы каждый на высоком профессиональном уровне мог играть и джаз, и классику, и многое другое.

Еще в «Арсенале» они научились работать над «лицом» будущей программы. Теперь для своих концертов они составляют ее не менее интересно, не шаблонно. Номера связаны между собой драматургически, программа строится на контрастах. Например, две-три композиции ортодоксального рока подряд зал воспринимает с трудом — Горский чередует их с «Воспоминанием о рок-н-ролле» Анатолия Куликова, с «Тенью ушедшего» Виктора Зинчука или с другой мягкой лирической мелодией. В отличие от многих современных групп «Квадро» не оглушает слушателя. Звукорежиссер Д.Сухин умело поддерживает уровень звучания аппаратуры, давая возможность услышать как бы каждый инструмент в отдельности: воздушную игру Горского, мелодичные соло Куликова, экспрессивность гитары Зинчука, ритмичность игры Рябого. На концерте во Дворце спорта «Динамо» ансамбль исполнил на бис «Чардаш» Монти. Негромкие чистые звуки акустической гитары в руках Виктора Зинчука создавали полное ощущение, что это будет его сольный номер. Темп постоянно нарастал, и вдруг — секундная пауза, и зажигательную мелодию подхватили остальные музыканты. Мелодию для четверых.

Татьяна Ткачук.

« Предыдущая   Следующая »
 
top