(Газета «Собеседник» №22/1985)
Шел деловой разговор: уточнялись места и время съемок, выступлений, работы в студиях звукозаписи. Реже Шолтес заглядывал поминутно в блокнот, вносил туда изменения, переспрашивал. Очевидно было: его нынешние гастроли по городам Советского Союза окажутся наиболее «плотными». А приезжал Реже Шолтес в нашу страну не раз. Сколько именно? «Целый год из тех, что выступаю на сцене, я провел здесь»,— говорит он.
— Каждый день — концерт, да еще и телевидение, запись фонограмм... Реже, а по силам тебе подобный «марафон»?
— Знаешь, привык. Здесь, в СССР, у меня открывается «второе дыхание» — если мы перешли на спортивный язык,— смеется Шолтес.— Ну, а серьезно: давно хотел записать две песни молодого композитора Михаила Файнзильберга: «Что было, то было» и «Чужого горя нет», и обязательно на русском.
— А почему ты выбрал песни именно этого композитора?
— Это не первое мое знакомство с его творчеством: еще до того, как популярная сейчас здесь песня «Кара-Кум» впервые широко прозвучала с телеэкрана в «Утренней почте», она стала в моем исполнении не менее популярной в Венгрии, на первом фестивале советской песни в Будапеште «Кара-Кум» завоевала главный приз.
Впрочем, мои творческие контакты с вашими композиторами, поэтами, исполнителями с каждым годом расширяются. Мы выступали с Аллой Пугачевой в нескольких концертах — на «Золотом Орфее» и в Будапеште. А в 1984-м, после турне по Советскому Союзу, я отправился с гастролями по родной стране вместе с Анне Вески. Впереди — очередной фестиваль советской песни в Будапеште.
— Чем привлекают тебя мелодии наших композиторов?
— Они близки мне по духу: это тот самый случай, когда национальная популярная музыка с ее глубинными корня ми, напевностью и задушевно статью становится интернациональной.
— Ты упомянул «Чужого горя нет» — песню публицистическую. Тебя волнует тема борьбы за мир?
— Люди сегодня ложатся и встают с одной и главной мыслью: «Нет — войне!» Я думаю об этом постоянно и потому на гастролях в перерывах между номерами буду говорить о тех, кому все мы, живущие, должны поклониться в пояс — за то, что уже сорок лет на земле мир.
В беседе Реже довольно скупо рассказывал о себе как певце и композиторе, о том, как он пришел на эстраду. Восполним этот «пробел». Родители хоте ли, чтобы парень стал инженером по звукомонтажу — как Шолтес-старший. И вот однажды Реже нашел дома старую гитару: на ней в юности пробовал играть отец. Юноша принялся с завидным упорством осваивать инструмент. А через три года организовал первый ансамбль. Любительский.
Работая на киностудии — помощником монтажера, Шолтес не расставался с увлечением, выкраивал два-три часа на репетиции с друзьями. Потом — выступления. Будапешт, близлежащие города. Их заметили — ансамбль принял участие в национальной телепередаче. Шолтес решил стать профессиональным исполнителем. В поисках собственной манеры Реже обращается к истокам, к народной музыке. Так возникает группа «Корвина». А к началу 80-х он становится одним из ведущих эстрадных певцов в стране. На сегодняшний день записал уже пять дисков, последний готовится к выпуску.
— Реже, а не давит бремя славы?
— А у меня есть «противоядие»!
— Какое, если не секрет?
— Работа с молодыми, начинающими: ведь и я был таким. Общаясь с ними, ощущаю — с каждой новой записью необходимо стремиться к большему, совершенствоваться. Иначе обгонят. На прошлогодних гастролях по Советскому Союзу в каждом городе ко мне в гостиницу приходили юные композиторы-любители со своими песнями. Неожиданно пришла в голову идея: почему бы не организовать у нас в Венгрии международный конкурс молодых самодеятельных талантов?
И мы его провели — с помощью телевидения, радио и, конечно, Венгерского коммунистического союза молодежи. На конкурс прислали тысячу сочинений — из Чехословакии, Венгрии, Советского Союза, ГДР, Румынии. Уже определились победители, а награждение состоится в конце мая.
— А что дал конкурс тебе лично?
— Ощущение полноты жизни — молодой жизни!
Беседовал Александр Налоев. |