(Газета «Собеседник» №20/1985)
«Профессиональные композиторы и музыканты ВИА не могут найти путь друг другу»…«Молодежные группы зациклились на исполнении собственных сочинений»…Главная проблема ВИА – незрелый репертуар»… эти фразы сейчас можно услышать на конференциях по проблемам жанра, прочесть в прессе, выхватить из обычного разговора музыкантов.
Итак, проблема. Как же ее решать? Оказывается, не так просто. В Ленинградском отделении Союза композиторов РСФСР решили провести встречу с руководителями ВИА, которых в городе на Неве — 1700. Разослали приглашения, композиторы распечатали клавиры своих произведений. Но в Дом композитора пришли лишь... четыре гостя из вокально-инструментальных ансамблей.
Кого здесь винить? Наверное, обе стороны, так как... Далее можно привести множество причин, но делать этого не стоит. Лучше, на наш взгляд, рассказать об удачном, пусть пока и не столь частом примере сотрудничества известного композитора с молодежным ВИА. Его показал лауреат премии Ленинского комсомола Александр Морозов.
— Непонимание, возникшее между профессионалами и молодежными ВИЛ, происходит, мне кажется, оттого, что те, кому сейчас по 18—25 лет, освоили уже несколько иной, чем прежде, музыкальный язык. Чтобы быть понятым этой аудиторией (и чтобы понять ее), я и поставил себе задачу освежить свой интонационный, мелодический и гармонический запас, сделать первый шаг навстречу молодому слушателю,— сказал Морозов. Для такого признания 35-летнему композитору, которого иначе, как «молодой автор», пока еще не называют, требовалось определенное мужество.
Морозова в новом ансамбле «Форум» музыканты называют Александром Сергеевичем. Собрались в «Форуме» совсем молодые ребята. Лидер-вокалист Виктор Салтыков в этом году заканчивает Институт инженеров железнодорожного транспорта. Клавишнику Михаилу Менакеру 18 исполнилось совсем недавно, он четверокурсник музыкального училища при консерватории. Ставка на молодых — теперь момент принципиальный в «Форуме», однако к такой идее композитор пришел, непростым путем. Помню, года три назад позвонил, пригласил послушать новую композицию. Встретились, он играл и пел свою будущую сюиту «Утро планеты», и глаза, как у мальчишки, горели. А ведь у Морозова к тому времени уже были записаны десятки песен, многие стали популярными. Но тут он попробовал написать в стиле «рок», наполнив песни фольклорными мотивами.
«Утро планеты» Морозов отдал нескольким группам, а на пластинку ее записал ансамбль «Ариэль». Челябинские музыканты сделали и сценический вариант. Но, по мнению Морозова, «Ариэлю» не полностью удалось одолеть внутреннюю энергию нового стиля.
Морозов потом еще несколько раз пытался сотрудничать с разными ансамблями: «Атлас», «Каскад», «Форвард» — но неудачно. И тогда он решил создать собственный коллектив — своеобразную лабораторию, «полигон для испытаний». Причем взял в «испытатели» музыкантов молодых, не слишком умелых, но без груза прежних успехов и неудач. И летом 1984 года началось создание ансамбля «Форум».
— Мы не хотели заниматься «роком» или вслед за многими составами называться группой «новой волны», - объяснил Морозов. – Мы хотели стать ансамблем современной советской песни.
Не так давно «Форум» дал первые сольные концерты. В первом отделении Морозов исполнил под рояль свои известные и уже не новые песни – «А жизнь продолжается», «В горнице», «Камушки», «На острове Буяне» и многие другие.
— Этот блок рассчитан на людей постарше. Глянул в зал: что сегодня за публика? «Пятьдесят на пятьдесят». То есть половина пришла на «старого Морозова», остальные — на «Форум». Что ж, надо каждому из нас так выступить, чтобы «чужую» половину постараться привлечь на свою сторону, тогда зал станет единым...
Александр с этим справился: зал у него стал петь, аплодировать, писать записки. Теперь очередь за «Форумом». Ребята выходят на сцену под оглушительный свист «своей» половины публики. Играют музыку, характерную для 80-х, насыщенную звуками инструментов нового поколения: ритм-компьютера, секвенсора, синтезаторов. В зале удивление — а где же привычный громоздкий комплект барабанов на сцене? Неужели звучит фонограмма? Да нет же — играет ритм-компьютер, а 22-летний Александр Дроник выполняет роль его оператора, подыгрывая время от времени на «живых» барабанах.
У вокалиста Виктора Салтыкова голос высокий и чистый, в то же время сильный. А еще недавно Виктор пел с другими молодыми ребятами в любительских группах, выступал на концертах в Ленинградском городском рок-клубе. Но, придя в «Форум», к Морозову, понял, как мало еще умеет. Сейчас всерьез занимается вокалом, репетирует с балетмейстером, эстрадным режиссером: большая сцена — большие требования.
А что же поет «Форум»? Только новые, написанные Морозовым специально для этой группы песни. «Наш фестиваль», «Мы люди», «Нужен форум» на стихи Сергея Романова — эти песни написаны к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, на котором группа мечтает выступить.
— В нашей программе много лирических ,танцевальных номеров, которые адресуем прежде всего молодежным дискотекам, ведь они пока страдают от нехватки танцевальных песен в исполнении наших певцов и ансамблей,— сказал Морозов.
Послушав новинки — «Островок» (слова М. Рябинина), «Поединок» (Л. Дербенев), «Улетели листья» (Н. Рубцов), «Давайте созвонимся» (Л. Волков), я поначалу не узнал музыку Морозова. После концерта, прокручивая магнитофонную запись, об наружил, что истоки многих этих песен — в фольклоре. Неожиданно?
— Да нет, почему же... Чем больше я вживался в новую музыку, тем дальше отходил от навязших стандартов. И вновь, порой невольно, возвращался к фольклору. И, соединяя его элементы с современной ритмикой, модными интонациями, получал новое качество,— объяснил Александр.
А ведь и правда! По внешним признакам песня «Что сравнится с юностью» (М. Андреев) — вроде «боевик», а при внимательном прослушивании оказывается так похожей на... частушки, прибаутки. Мелодия «Поединка» протяжна, распевна, такую бы солистке народного хора исполнять...
Сейчас Морозов ринулся в работу, как говорится, с головой. А что там впереди? Ведь творческая биография «Форума», ансамбля, в котором пошли навстречу друг другу профессиональный композитор и молодые музыканты ВИА, только-только началась…
Михаил Садчиков
Ленинград. |