(Газета "Неделя" №20/1986)
Прошло сто сорок с лишним лет с тех пор, как появился этот грациозный на вид, с удивительно красочным неповторимым звучанием инструмент, имя которому саксофон. Он давно уже стал непременным участником различных оркестров и камерных ансамблей.
А начиналась биография инструмента так...
Брюссель. Зима 1842 года. В мастерской придворного музыкального мастера Шарля Сакса уже который месяц подолгу не гаснет свет. Над рабочим столом склонился молодой человек. Это сын Шарля — Антуан. Сейчас Антуан увлечен заманчивой идеей: создать духовой инструмент с совершенно новыми звуковыми свойствами. На осуществление этого намерения он потратил уже много сил и времени. Впрочем, когда же пришла ему в голову мысль взяться за столь сложное дело?
Да, да, именно тогда, когда он занимался изучением составов симфонического и духового оркестров. Сравнивая в них соотношения тембров и силу звучания оркестровых групп, он и подумал о посреднике с характерными особенностями деревянных и медных духовых инструментов, который не смог бы заглушить слабых, но и был бы наравне с сильными.
Рождение всего нового — это всегда и тайна, и неожиданность. Так было и в этом случае. Рассказывают, что как-то в минуты небольшого отдыха Сакс приставил мундштук от бас-кларнета к офиклеиду, медному духовому инструменту басового регистра, и попробовал играть. Едва он извлек первые звуки, как в его сознании пронеслось радостное — «Эврика!», а творческая мысль заработала быстро и в нужном направлении. И вот уже родился желанный инструмент. Как же его назвать? Видимо, просто — саксофон, то есть «звук, найденный Саксом». • Это время совпало еще с одним событием, ставшим для молодого изобретателя знаменательным.
В один из весенних дней в мастерскую Сакса вошел молодой стройный, с пышной шевелюрой и горящим взором человек.
— Месье Берлиоз, из Парижа, — сняв шляпу, представился он.
— Месье Антуан Сакс к вашим услугам,— протянув крепкую руку, любезно ответил изобретатель.
— Я бы очень хотел познакомиться ближе лично с вами, месье Сакс, и с вашими новыми изобретениями, — произнес гость.
Так произошла встреча двух больших талантов — французского композитора Гектора Берлиоза и бельгийского музыкального мастера Антуана Сакса. С этого дня началась их долгая дружба. В этот день они много беседовали, а когда Сакс сыграл на саксофоне композитору, то тот был буквально ошеломлен звучанием, инструмента. «Характер звучания саксофона совершенно необычен и не похож ни на один из тембров, которые можно услышать в современном оркестре... Композиторы будут многим обязаны Саксу, когда его новый инструмент получит широкое распространение»,— напишет вскоре Берлиоз. Именно с легкой руки этого знатока музыкальных инструментов известность Сакса и его саксофона перешагнула границы Бельгии, именно по совету композитора изобретатель переезжает в Париж. Там Сакс продолжил работу над саксофоном, доведя его до должного совершенства. И только после этого решил представить свое новое изобретение на суд музыкантов и слушателей.
...Париж. 3 февраля 1844 года. Столичный концертный зал Герца. Публика, затаив дыхание, вслушивается в величаво-торжественную музыку, обозначенную в афишах как «Священный хорал». Мягкая тема хорала поочередно звучит то у одного солиста, то у другого. И вот в один из моментов ансамбль прерывает игру, предоставив соло Саксу. На слушателей хлынул, по словам Берлиоза, поток «торжественных и меланхоличных, а иногда расплывчатых, подобных звучанию эха звуков. Как только растворились в зале последние пассажи инструмента, публика устроила бурю оваций. Потрясенный услышанным, композитор Мейербер даже воскликнул: «Вот для меня совершенство звука!»
Шло время. Сакс не сидел, сложа руки: он сконструировал целое семейство саксофонов. Это были различные по размерам, но однородные по тембру инструменты, которым Сакс дал названия, соответствующие певческим голосам,— сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас.
Богатство тембра, гибкость звука открыли саксофону дорогу на большую концертную эстраду. Сам изобретатель стал и первым исполнителем на инструменте, и первым педагогом по классу саксофона в Парижской консерватории.
Со дня своего рождения саксофон не претерпел особых изменений в конструкции и звучании. Лишь медный тяжелый корпус уступил место специальным легким металлическим сплавам, придав внешнему виду инструмента большую нарядность и элегантность. Деревянный мундштук заменили на пластмассовые и металлические. Стал очень точно подгоняться и располагаться на корпусе клапанный механизм, который состоит из пятисот отдельных деталей. Над созданием саксофона сегодня работают много людей: от инженера-акустика до рабочего сборочного цеха и музыканта-эксперта.
В. Иванов,
преподаватель Военно-дирижерского факультета Московской консерватории
|