Главное меню
Главная
Новости
Разделы
Старый софт и не только
Видео архив
Музыкальный архив
Ансамбли и музыканты
г.Кургана
Литературные сочинения
Галерея
Контакты
Гостевая книга
Поиск

Кто открыл «Европу»? Отправить на E-mail

(Газета "Собеседник" №8/1987)

В мире поп- и рок-музыки, когда хотят объяснить новое или необычное, да к тому же весьма успешное явление, все чаще — кстати и некстати — используют слово «феномен». Сегодня зарубежные музыкальные издания, подводя итоги минувшего года, пишут о феномене «Европы».

EuropeДействительно, эта  шведская  группа — первая после «АББА» — достигла всемирной популярности, которая была не по зубам даже таким скандинавским звездам, как «Сикрет Сервис», «А-ХА» или «Хэррейз». Коллектив называют и «талантом года», и «группой года», и автором «пластинки года», а  случается — награждают  всеми титулами сразу. Западная пресса даже пыталась возложить на солиста «Европы» Джо Темпеста фиговый венок «сексуального символа года»...

Новейший альбом «Европы» — «Последний отсчет» (1986) уже продан в количестве двух миллионов экземпляров, а одноименная песня с этой пластинки три месяца держится в официальных хит парадах. Феномен? Отнюдь. В случае «Европы», как и в истории «АББА», а также нынешнего кумира наших дискотек группы «Модерн Токинг», никакого феномена не существует. Все тщательно и профессионально спланировано. Достаточно упомянуть, что в первые ряды «Европу» вывел продюсер Томас Эрдтман, некогда правая рука создателя  «АББА» Стига Андерсона.

В том, что «Европа» стала известна далеко за пределами Швеции, — в основном заслуга Эрдтмана. И хотя  в  истории популярной музыки есть немало примеров того, как ловкий менеджер делал звезд из самоучек, тут Эрдтману повезло: в лице «Европы» он заполучил уже профессионалов.

Джон Левей (бас-гитара), Тони Рено (ударные инструменты), Джо Темпест (гитара, вокал) и Джон Норум (соло-гитара) профессионалами считали себя еще со школьной скамьи. Четверо самоуверенных учеников средней школы в пригороде Стокгольма, собираясь после уроков на репетиции, вынашивали дерзкий план: ни много ни мало — догнать и перегнать «АББА». Если бы они поклялись достать с неба луну, им бы поверили больше. Тогда безраздельному царствованию «АББА» могла помешать разве что она сама. Но упорные ребята, имея в группе такого козырного музыканта, как Джон Левен, некоторое время игравшего в профессиональных ансамблях, всерьез рассчитывали на успех. Работали, в основном, на запеиси, лишь изредка выступали на танцплощадках. Наконец – первый шанс: одна из небольших фирм грамзаписи объявила всешведский конкурс для начинающих исполнителей, финал которого должен был проходить в Стокгольме и транслироваться на всю страну.

В конкурсе участвовало свыше четырех тысяч исполнителей, но победила «Европа» - без импресарио, без предварительной рекламы, а значит, и без какой бы то ни было поддержки. Музыканты получили возможность выступить в стокгольмском дворце спорта и записать свою пластинку.

Их первый альбом, выпущенный в 1983 году и названный по имени ансамбля, разошелся довольно быстро и даже имел некоторый успех в сопредельных странах. Но «АББА» по-прежнему оставалась непоколебимой твердыней, хотя ансамбль уже не выступал и не записывался, а «Европа» даже не попала в поле зрения крупных концернов грамзаписи. Неизвестно, как сложилась бы судьба ребят, если бы им не удалось заинтересовать своей музыкой Томаса Эрдтмана. Он поставил музыкантов в жесткие условия студийной работы, создал им новый артистический облик. Вторая долгоиграющая пластинка «Крылья завтрашнего дня» (1985) была записана в рекордно короткие сроки, но по существу лишь повторила региональный успех первого альбома. В это время в составе произошли изменения. Тони Рено отказался от музыкальной карьеры и пошел работать на фабрику своего отца, Эрдтман быстро подыскал ему замену. На ударных стал играть Ян Хугланд, как и Норум. норвежец по происхождению. Одновременно Эрдтман решил обогатить звучание «Европы», добавив к «металлическому» звучанию еще и клавишные инструменты, В «Европе» появился пятый участник — Мик Михаэли.

Между тем мало кто из растущего числа поклонников «Европы» догадывался, что в ансамбле назревает серьезный конфликт между некогда сердечными друзьями — Джо Темпестом и Джоном Норумом. Суть конфликта, приведшего к распаду тандема, просуществовавшего без малого десять лет, типична для многих ансамблей» По какому пути будет развиваться «Европа»; станет ли она, как представлял себе Джо, «металлической» группой или же, наоборот, универсальным рок-ансамблем?

Победителем из спора вышел Темнеет. И в конце 1986 года, когда третий альбом «Европы» попал на первые места в списках популярных дисков, Норума в группе уже не было. На лидер-гитаре в ансамбле стал играть Кей Марцелло из группы «Ист Экшн».

И если перемены в составе «Европы» не вызвали большого потрясения среди ее зарубежных почитателей, то в Швеции разразилась буря. Поклонники «Европы» разделились на приверженцев Норума и Темпеста. Печать муссировала их взаимоотношения за последние годы, вновь и вновь пересказывала историю любительского ансамбля, достигшего большой славы. Но для нас, «открывших» «Европу» лишь пару месяцев назад, этот конфликт имеет лишь познавательное значение.

Знакомство с ансамблем мы начали с песни «Последний отсчет», прозвучавшей в одной из недавних музыкальных передач Центрального телевидения. Альбом под этим названием должен был записываться в Швейцарии, но там музыкантов настигла эпидемия гриппа. Темпест слег и потерял голос. Запись пластинки оказалась под угрозой, поэтому Томас Эрдтман самолетом перебросил музыкантов на атлантическое побережье США, в штат Джорджия. Интенсивной терапией солисту удалось вернуть голос. Там же и был закончен альбом, который на фоне относительного затишья в рок-музыке принес группе титул «открытие года».

Игорь Зайцев.

« Предыдущая   Следующая »
 
top